Уехавшие за границу пилоты не хотят возвращаться
Очень многие российские пилоты ушли в Китай. 90% тех, кого туда берут, — это опытные командиры. Зарплата там может быть в пять раз выше, чем у нас, с учетом курса (там она выплачивается в долларах). Да и график — конечно, они много работают, но они могут работать шесть недель, а потом три недели отдыхать.
Росавиация прекратила подтверждать лицензии российских пилотов для того, чтобы они не могли уходить в другие страны. Сейчас люди ищут какие-то обходные пути.
Глава «Аэрофлота» Савельев говорил, что после того как люди уходят в Китай, они понимают, что там очень плохо, очень тяжело, и хотят вернуться обратно, но «Аэрофлот» их не берет. Это полная чушь, потому что никто не хочет вернуться назад, на плохое отношение и зарплату в пять раз меньше. Были прецеденты, что после того как Росавиация отказывалась подтверждать лицензию, несколько человек, которые трудоустраивались на тот момент в Китай, так и не смогли этого сделать, оказались в подвешенном состоянии и пытались вернуться в «Аэрофлот», а тот демонстративно не взял их на работу, чтобы напугать других.
О форме
Мужчинам выдают форму по их размерам, единственное — могут немного ушить. С женщинами всё сложно. Когда я стала третьим пилотом, на меня сшили форму, потому что у меня очень маленький размер. Но женщину, которая пришла на работу следом за мной, отправили на склад выбирать что-то из мужской одежды. Потом с нами работал «Дом моды Виктории Андреяновой», шил форму по индивидуальной мерке. При этом каких-то различий между мужской и женской формой не было, мы сами просили сшить немного по фигуре китель, добавить пояс на пальто, а модельеры шли нам навстречу.
Сейчас женщин стало больше, и к нам стали относиться внимательнее. Пошив женской формы пытаются поставить на поток. Сейчас разрабатывается новая форма, и буквально на прошлой неделе всех женщин вызвали и спросили, как нам было бы удобно работать. Наверное, наша форма чем-то даже будет отличаться от мужской, в том числе головным убором.
Да ладно, вылетайте так
Я работаю в «Аэрофлоте» около 10 лет. За это время отношение к людям сильно изменилось. «Аэрофлот» — монополист, и начальники стали себя вести как монополисты. На любое предложение они отвечают: «Ты же знаешь, где отдел кадров — вот туда свое предложение вместе с заявлением на увольнение и неси».
Безопасность наше руководство интересует только опосредованно, а в первую очередь оно думает о своих премиях. Если на крыле скапливается лед, его нужно убрать. Зачастую говорят: да ладно, что вы ерундой занимаетесь, вылетайте так. И многие вылетают.
Допустим, сломалась печка на кухне. По документам лететь нельзя. Руководство говорит не записывать в бортжурнал, чтобы вы потом могли сказать, что якобы не знали о поломке. Летите, а потом на базе уже поменяют.
На каких условиях работают пилоты
Недавно компания Аэрофлот объявила набор пилотов и на своем официальном сайте и вывесила полагающиеся бонусы и привилегии. Список их действительно впечатляет, ознакомившись с ним можно смело утверждать, что подобное предлагает далеко не каждая компания, занимающаяся авиаперевозками. Не говоря уже о видах деятельности. Помимо дохода от 400 000 рублей, на сайте Аэрофлота были указаны следующие выплаты, привилегии и поощрения:
- погашение ученической задолженности перед другим авиаперевозчиком за счет компании;
- выплата разовой материальной помощи при трудоустройстве;
- полный соцпакет, общая стоимость которого на одного пилота в год приходится в пределах 300 000 рублей;
- обеспечение жилья работникам, приехавшим из других городов (вплоть до поселения в отелях);
- медицинское обслуживание летчика и всех членов его семьи в специализированной клиника Аэрофлота;
- страхование жизни и здоровья сотрудника;
- выделение собственного парковочного места на паркинге аэропорта «Шереметьево»;
- компенсация затрат на устройство ребенка в дошкольное образовательное учреждение;
- предоставление путевок в оздоровительные учреждения для сотрудников, а также в детские лагеря для их детей;
- возможность вступления в корпоративную программу пенсионных накоплений;
- предоставление билетов на рейсы самолетов Аэрофлота и других компаний, входящих в партнерскую сеть компании (всего таковых около 80);
- возможность прохождения повышения квалификации, курсы оплачиваются компанией;
- возможность получения планового ежегодного оплачиваемого отпуска, а также получения внеплановых отпусков.
Как видим, материальное обеспечение пилотов Аэрофлота находится на высочайшем уровне, и забастовка в 2013 году была вызвана какими-то непонятными причинами. Сотрудникам других отраслей можно только мечтать о таких зарплатах и других бонусах подобной работы. Поэтому если вы воплотили в жизнь детскую мечту и стали пилотом – можете смело идти в Аэрофлот. В этой компании вы никогда не будете бедствовать и чувствовать себя социально незащищенным.
Примеры
Бывают ли женщины-пилоты? Чтобы в этом не оставалось сомнений, приведем несколько примеров. Ольга Кирсанова – пилот, который уже на протяжении нескольких лет управляет авиалайнером. Ольга является одним из немногих специалистов женского пола, которые получили право управлять большими самолетами. Последние годы Ольга является пилотом авиалайнера, который весит более 100 тонн. Как утверждает сама пилотесса, каждый может получить место в кабине авиалайнера. Главное – иметь сильное желание и стремление этого достичь. Ольга признается, что ей пришлось упорно трудится и прилагать максимальные усилия, чтобы добиться права пилотировать самолет, но оно того стоило.
Еще одним ярким примером женщин в истории гражданской авиации является Мария Федорова. Этот специалист является сотрудником компании «Аэрофлот». Мария получила право управлять пассажирскими самолетами в 23 года. Это первая в мире девушка, которой удалось стать пилотом в столь раннем возрасте. В 23 года многие еще не умеют водить машину. А Мария уже успела освоить управление гигантскими авиалайнерами с более, чем 100 пассажирами на борту.
Мария Федорова, ставшая пилотом в 23 года
В период Первой и Второй мировых войн в ряды военных разрешили поступать не только мужчинам, но и девушкам. Результат удивил всех: многие девушки справлялись с поставленными задачами и проявляли такую смелость, которой могли позавидовать многие представители сильного пола. Девушки и женщины поднимались в небо на военных самолетах, которые были далеко не такими безопасными, как современные модели военных воздушных судов.
Первая женщина-пилот – Раймонде де Ларош. Она получила статус единственной девушки-пилота в 1910 году. Это была летчица из Франции. Во времена царского правления были женщины-пилоты в гражданской авиации России. На учебу, чтобы стать летчиками, поступало 80% мужчин и 20% женщин. В этот период княгиня Шаховская официально получила статус военной летчицы. Во время Второй мировой войны многие женщины, которые были допущены к управлению истребителями, стали героинями. Однако в те времена в гражданской авиации пилотами были только мужчины. Из-за этого у многих людей сформировался стереотип, согласно которому управлять авиалайнером могут только мужчины. Поэтому, когда перед взлетом объявляют имя пилота, и оно женское, многие испытывают шок. Аналогичную реакцию можно наблюдать у людей, которые узнали, что лучшим пилотом прошлого столетия стала женщина. Действительно, это звание было присвоено летчице Светлане Капаниной. И это в очередной раз доказывает, что женщины могут управлять авиалайнером ничуть не хуже мужчин.
Есть ли в России женщины-пилоты гражданской авиации? Конечно. Ольга Грачева, Мария Уваровская, Мария Федорова, Дарья Синичкина, Ларина Ермурзаева, Татьяна Казачкова – далеко не полный перечень. Многие из этих девушек годами добивались получения права управлять самолетом. Кто-то из женщин в российской гражданской авиации работает вторым пилотом, а некоторые девушки имеют статус управляющего воздушным судном. Всего в России имеют лицензию пилота около 400 женщин. В «Аэрофлоте» работает тринадцать девушек-пилотов. Трое из них имеют должности КВС. В частности, Мария Уваровская управляет самолетом Airbus A320. Для сравнения в США лицензию имеют более 25 000 женщин. Но только 800 из них могут управлять линейным самолетом.
В Европе и в США количество женщин, управляющих авиалайнерами или работающих вторыми пилотами, значительно больше, чем в России. Почему такая разница? Это объясняется тем, что после распада СССР в стране осталось немного возможностей для обучения на летчика. Далеко не каждая девушка могла позволить себе поступить в летное училище, после окончания которого придется потратить немалые деньги и много времени для получения практических навыков, которые необходимы, чтобы поступить в гражданскую авиацию.
Кадровый резерв
В целях развития кадрового потенциала
и обеспечения потребностей ПАО «Аэрофлот»
в подготовленном персонале для назначения
на высвобождаемые и вновь вводимые должности в 2016 году в Компании продолжилась
работа с управленческими кадровыми резервами
разных уровней: на целевые позиции 1-го, 2-го
и 3-го уровней управления.
В 2016 году актуализирован состав участников
кадровых резервов, общее количество резервистов составляет 288 работников. Сформирован
кадровый резерв на позиции руководителей
высшего звена, проведена независимая оценка
участников данного резерва и определены
основные направления их развития.
Отбор кандидатов в управленческие резервы
осуществлялся в соответствии с критериями
отбора, установленными положением, основными
из которых являются:
-
высшее образование, соответствующее профилю целевой должности;
-
опыт работы в Компании не менее двух лет;
-
высокий уровень профессиональной квалификации;
-
высокие результаты профессиональной деятельности;
-
наличие личностного и делового потенциала, необходимого для
дальнейшего профессионального развития и карьерного роста.
О коллегах-мужчинах
Мужчины-коллеги ведут себя достойно, с их стороны я не замечала ни случаев недоверия, ни неуважения. Даже насмешек в глаза никогда не было, хотя за глаза, думаю, они шутят о нас. У меня был хороший пилотажный опыт, коллеги по гражданской авиации не умели делать то, что умела я: они никогда не летали на пилотажных самолётах. Видимо, это помогло мне завоевать авторитет в первое время. Я рада, что работаю в мужском коллективе. Мне кажется, у меня мужской тип мышления. Я понимаю, как психологически себя настроить на работу с мужчинами. Иногда мне даже сложнее договориться с женщинами, чем с мужчинами. У женщин немножко другой мир, а я уже адаптировалась под мужскую среду.
Как правило, мой второй пилот — мужчина. Конечно, было несколько случаев, когда я видела, что второму пилоту или бортпроводнику некомфортно. Им сложно, потому что они немного не понимают, что происходит. Раньше их командирами всегда были мужчины, они знали, что и как сказать, а, увидев командира-женщину, начинают подбирать слова и испытывать дискомфорт от того, что ситуация непривычная. На работу это никак не влияет, просто иногда сложнее говорить на отвлечённую тему со вторым пилотом.
Когда я вводилась командиром, сидела в кресле капитана, а на кресле второго пилота сидел мой инструктор. На стоянке заходит техник, смотрит на нас и говорит: «Зачем вы местами-то поменялись? Почему сидите на месте командира?» Отвечаю, что я ввожусь, что я будущий командир. «Да ладно!» — заявил техник. Ушёл. Но как-то ему было неспокойно на душе, он вернулся снова, уточнил: «Ну вы точно пилот?» И, вздохнув, ушёл.
Принципы инаправления кадровой политики
Кадровая политика компаний Группы «Аэрофлот»
направлена на привлечение лучших специалистов отрасли и обеспечение их профессионального развития. В Группе выстроена и постоянно
развивается система взаимоотношений, способствующая достижению экономической эффективности по всем направлениям деятельности.
В работе с персоналом действует широкий спектр
программ, помогающих каждому сотруднику
в полной мере реализовать свой потенциал,
включая программы обучения, повышения мотивации, социальной поддержки.
Приоритетные направления кадровой политики:
-
поиск и привлечение сотрудников в соответствии с текущими и перспективными
потребностями бизнеса; -
комплектование подразделений кадрами соответствующих профессий, специальностей
и квалификации; -
организация подготовки кадрового резерва с учетом стратегических задач
развития Группы; -
закрепление в авиакомпании грамотных и высококвалифицированных работников;
-
проведение аттестации работников;
-
развитие и поддержание высокого уровня лояльности сотрудников;
-
оперативное разрешение проблем на всех этапах работы с персоналом.
В 2016 году ПАО «Аэрофлот» во второй раз подряд стало
самым привлекательным отечественным работодателем
в категории «Транспорт и логистика» по решению жюри
престижной международной премии Randstad Award.
Сотрудники департамента управления персоналом ПАО «Аэрофлот» как головной компании
тесно взаимодействуют с кадровыми подразделениями дочерних авиакомпаний по широкому ряду
направлений, включая согласование организационно-штатных структур, внедрение единой
организационной структуры и единых стандартов
по аналогии с кадровой службой «Аэрофлота».
В вопросах, связанных с соблюдением прав
человека, компании Группы «Аэрофлот» опираются как на российское, так и на международное законодательство. Группа «Аэрофлот»
не допускает никаких форм проявления
дискриминации и притеснения, положения
о недопущении дискриминации присутствуют
в ключевых внутренних нормативных документах.
«Аэрофлот» строго следует принципу толерантного отношения к расовым, религиозным, физическим и другим различиям сотрудников. Случаев
дискриминации и нарушений прав человека
в Группе «Аэрофлот» на протяжении отчетного
периода не зафиксировано. Компания никогда
не использовала и не использует детский труд
или труд по принуждению.
Списочная численность персонала
Группы «Аэрофлот»
Списочная численности персонала
ПАО «Аэрофлот»
Примечание. Списочная численность по состоянию на конец года.
Структура персонала Группы «Аэрофлот» по видам деятельности
в 2016 году
Структура персонала Группы «Аэрофлот» по компаниям
в 2016 году
Структура персонала ПАО «Аэрофлот»
по видам деятельности в 2016 году
1 Включает командиров воздушных судов, вторых пилотов,
прочий летный состав (борт-инженеры, пилоты-инструкторы и др.).
2 АО «Оренбургские авиалинии», АО «Донавиа»,
АО «Шеротель», ООО «Аэрофлот-Финанс».
Примечание. Структура персона по состоянию на конец года.
Списочная численность персонала компаний
Группы «Аэрофлот» по состоянию на
31 декабря 2016 года составила 36 556 человек
(34 031 человек – на 31 декабря 2015 года).
Рост показателя за отчетный период на 7,4%
обусловлен расширением парка воздушных
судов и реализацией программы по трудоустройству работников авиакомпании
«Трансаэро» – 4,3 тыс. человек принято на работу
в компании Группы.
Списочная численность персонала
ПАО «Аэрофлот» по состоянию на 31 декабря
2016 года составила 21 554 человек
(20 404 человек – на 31 декабря 2015 года).
Структура персонала Группы
«Аэрофлот» по возрастному составу
в 2016 году
Гендерная структура персонала
Группы «Аэрофлот» в 2016 году
Структура персонала ПАО «Аэрофлот»
по стажу работы в 2016 году
Аэрофлот придерживается принципа равных
возможностей для мужчин и женщин. Доля
женщин в общей численности персонала Группы
«Аэрофлот» составляет 50,7%. В частности,
в ПАО «Аэрофлот» работает 10 823 женщины,
включая бортпроводниц, сотрудниц офисных
подразделений и технических служб, а также
пилотов. По состоянию на конец 2016 года в авиакомпании
«Аэрофлот» работала 21 пилотесса,
а также две пилотессы в авиакомпании «Аврора».
Около 35% руководителей ПАО «Аэрофлот» –
женщины (от уровня начальника отдела и выше).
По состоянию на 31.12.2016 в штате ПАО «Аэрофлот»
работал 41 пилот-нерезидент.
Показатель текучести персонала
по ПАО «Аэрофлот» в 2016 году составил 7,5%
(в 2015 году – 6,7%).
Как женщине стать пилотом
Если вы мечтаете управлять воздушным судном, грезите о небе, вы должны понимать, что путь становления летчицей тернистый и очень сложный даже для мужчины, не говоря о молодых девушках. Раньше разрешалось сначала проходить обучение в училище, после чего отрабатывать летные часы, посещая специальные клубы. Создавались курсы при университетах, которые предназначались только для женщин. Но после первого и единственного выпуска, как правило, такие курсы прекращали свое существование.
В современном мире ситуация совсем другая. Есть множество действующих летных клубов, которые предлагают ученикам полную базу обучения, параллельно давая летную практику. После того как вы наберете необходимое количество летных часов, можно получать лицензию коммерческого пилота. С такой лицензией вы сможете устроиться на работу в Аэрофлот и другие крупные авиакомпании.
Пилот вне зависимости от того, мужчина это или женщина, должен обладать следующими качествами и знаниями:
Только при соответствии всем этим пунктам пилот может рассчитывать на получение лицензии. Но, разумеется, игра стоит свеч.
Охрана и безопасностьтруда
Система охраны труда в ПАО «Аэрофлот» направлена на исключение случаев производственного
травматизма и профессиональных заболеваний,
формирование навыков безопасного поведения
и предупреждения опасных ситуаций, постоянное
улучшение условий труда. ПАО «Аэрофлот» имеет
сертификат соответствия организации работ
по охране труда установленным государственным
нормативным требованиям, вопросы в области
охраны труда включены в коллективный договор.
В 2016 году значения основных показателей
безопасности труда в ПАО «Аэрофлот» не превышали средние значения основных показателей
по видам экономической деятельности1. В течение
отчетного года произошло 19 несчастных
случаев различной степени тяжести, в том числе
2 тяжелых. Значимая роль во всех несчастных
случаях принадлежит человеческому фактору.
1 В соответствии с Постановлением Фонда социального
страхования Российской Федерации от 26.05.2015 № 72
«Об утверждении значений основных показателей
по видам экономической деятельности на 2016 год».
Численность пострадавших от
несчастных случаев в расчете на 1 тыс.
работников ПАО «Аэрофлот»
Количество дней временной
нетрудоспособности на одного
пострадавшего по ПАО «Аэрофлот»
Динамика количества рабочих
мест, для которых была
произведена специальная оценка
условий труда
В 2016 году велась системная работа по обеспечению безопасности и охраны труда.
Приоритетное внимание было уделено таким
направлениям, как обучение и инструктаж
по вопросам охраны труда, контроль условий
и состояния охраны труда, предотвращение
случаев травматизма, профилактика профессиональных заболеваний. Проведены вводные
инструктажи с 2 тыс
вновь принимаемых работниками. Обучение по охране труда в аккредитованной обучающей организации прошли 1,6
тыс. руководителей и специалистов структурных
подразделений. В комиссиях структурных подразделений 473 руководителя и специалиста прошли
обучение и проверку знаний по охране труда.
С целью профилактики профессиональных
заболеваний были проведены периодические
медицинские осмотры 16,7 тыс. человек.
В соответствии с Федеральным законом
№ 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
в ПАО «Аэрофлот» по состоянию на конец 2016
года специальная оценка условий труда проведена на 5 835 рабочих местах, из которых 4 249
признаны допустимыми, на 1 586 рабочих местах
установлены вредные условия труда. Количество
рабочих мест с вредными условиями труда составило 27% от числа всех рабочих мест, прошедших
специальную оценку условий труда в 2016 году.
Работникам, занятым на работах с вредными
условиями труда, установлена доплата в размере
от 4 до 24%.
Из 40 суперджетов летало меньше 10
Недавно из всего парка самолетов Sukhoi Superjet — порядка 30-40 — летало меньше 10. Все остальные стояли у забора сломанные. Если сломается дворник на Airbus, на следующий день он прилетит с завода, и Airbus простоит максимум сутки, а скорее всего, вообще не простоит, потому что дворник будет просто лежать на складе в Шереметьево. А если на Superjet дворник сломался, значит, сейчас мы его начнем производить. Месяца через три мы его сделаем и еще месяц будем вам его доставлять.
Реально мы не производим Sukhoi Superjet, а только собираем. Но «Аэрофлоту» его навязывают. Проект Superjet принадлежит Путину, соответственно, вариантов не купить этот самолет нет. Пилот, который летает в Воронеж на Superjet, говорит: у меня каждый раз лотерея: 50% — я улетаю, 50% — нет. Это вообще не показатель для авиакомпании, чтобы рейс выполнялся с вероятностью 50%, просто финансовая катастрофа.
Все выходные пилот пластом лежим в кровати, пытаясь прийти в себя, на собственную жизнь мало что остается. Это режимный износ, который мало кто выдерживает долго
Росавиация, подконтрольная Министерству транспорта структура, прекратила подтверждать лицензии российских пилотов для того, чтобы они не могли уходить в другие страны. Процедура трудоустройства за границу выглядит так: человек договаривается со своей компанией, проходит какие-то тесты, медкомиссию, летает на тренажере, договаривается с компанией, чтобы его взяли. Затем эта иностранная компания через свое министерство обязана запросить российское министерство — подтвердите, что этот человек действительно является тем, кто он есть. В соответствии с Международной организацией гражданской авиации все страны-участники обязаны подтверждать друг другу эту информацию. Где-то год назад Россия начала отвечать на данные запросы, что она не разглашает персональную информацию. Так как ответ о том, что этот человек является пилотом, отсутствует, иностранная компания не имеет права нанять этого сотрудника. Сейчас люди ищут какие-то обходные пути.
В рамках того же интервью Савельев говорил, что после того как люди уходят в Китай, они понимают, что там очень плохо, очень тяжело, и хотят вернуться обратно, но «Аэрофлот» их не берет. Это полная чушь, потому что никто не хочет вернуться назад, на плохое отношение и зарплату в пять раз меньше. Были прецеденты, что после того как Росавиация отказывалась подтверждать лицензию, несколько человек, которые трудоустраивались на тот момент в Китай, так и не смогли этого сделать, оказались в подвешенном состоянии и пытались вернуться в «Аэрофлот», а тот демонстративно не взял их на работу, чтобы напугать других.
Как закрывают училища
В России сейчас два высших летных училища — это Санкт-Петербург и Ульяновск, и три гражданских средних училища — Сасово, Бугуруслан и Красный Кут. Все это подконтрольно Росавиации, все государственное. Естественно, там огромные деньги замешаны — они летают на тех самолетах, на которых обязаны, получают топливо там, где нужно, и т. д. Несколько лет назад появилась такая организация, как «ЧелАвиа», — первое негосударственное летное училище в России. Качество обучения там было существенно выше, чем в государственных образовательных учреждениях. Недавно Росавиация закрыла «ЧелАвиа» и отнимает сейчас лицензии у тех, что там получил свидетельство пилота и летает сейчас в авиации, причем летает уже давно и успешно. Причина — якобы программа подготовки не соответствовала стандартам. В государственных летных училищах на тот момент, когда образовалась «ЧелАвиа», тоже были программы сокращенной подготовки, утвержденные министерством, и это было законно. То есть вместо положенных 150 первоначальных часов люди летали 60, но при этом это были 60 часов непосредственно в самолете. Те 150 часов, которые положены по закону, включали в себя и тренажерную подготовку, и налет в качестве не пилотирующего пилота, и т.д. Очень многие люди учились по сокращенной программе и работают в том числе в «Аэрофлоте», и сейчас у них буквально за один день могут отозвать лицензию. На этом их трудовая деятельность закончится. Закон не должен иметь обратной силы, а у Росавиации имеет. Причем этим пилотам сама же Росавиация и выдавала свидетельства. Пока де-факто расправляются только с «ЧелАвиа» именно потому, что это была не очень подконтрольная государству организация. То есть в рамках программы они учили так, как считали нужным, получали за это деньги и не платили эти деньги государству.
Объем недовольства и количество людей, которые лишились этих лицензий, огромен. У меня два друга пока летают — один в авиакомпании, у второго свидетельство частного пилота. Но над ними обоими висит угроза отзыва лицензии. При этом они брали кредиты, платили по 1,5-2 млн руб. за обучение с тем, чтобы потом нормально работать в авиации и компенсировать себе эти затраты. Если у них отберут лицензию, они лишатся средств к существованию и еще не смогут погасить кредит, который брали под обучение.
Слишком активных членов профсоюза увольняют
У нас есть Шереметьевский профсоюз летного состава, но есть и фальшивые профсоюзы, которые создало само предприятие «Аэрофлот».
Например, любой второй пилот хочет стать командиром корабля. Это назначение может отмениться, если человек в профсоюзе. Если это слишком активный профсоюзный деятель, его могут под каким-то предлогом уволить, как у нас уволили одного человека за скорость руления. На тот момент он был активным членом профсоюза, позволял себе высказывать свое мнение и вел себя достаточно жестко с руководством. Ему сказали, что он небезопасный пилот, потому что слишком быстро рулит. Тогда вообще не было ограничений — рулить надо так, чтобы ни с чем не столкнуться, это логично. Но они потом ввели жесткое ограничение, а ему сказали, что он слишком быстро это делал и нарушал этот пункт. Только этот пункт возник уже после того, как он его нарушил. И все, его уволили.
Первые женщины-пилоты в России
Официально первой пилотессой в России считается Домникия Илларионовна Кузнецова-Новолейник, которая, обладая лишь теоретическими знаниями об устройстве самолета, подняла его, но, к сожалению, не смогла удержать и рухнула на землю. К слову, мужем Домникии был пилот-авиатор Павел Кузнецов, ставший позже летным инструктором.
Первая в России по фамилии Зверева, Лидия Виссарионовна, была первой официально признанной летчицей в нашей стране. В летном училище она нашла не только свое призвание, но и мужа – авиатора Владимира Слюсаренко. Кстати, Лидия Зверева была первой женщиной, окончившей специализированное учебное авиационное заведение.
Система мотивации сотрудников
ПАО «Аэрофлот» обеспечивает конкурентоспособное вознаграждение, включая заработную
плату и вознаграждение за результат. Система
оплаты труда в Компании учитывает категории
должностей, результативность деятельности
структурных подразделений, особенности региональных рынков труда, а также индивидуальный
вклад каждого работника. Оценка деятельности
высшего руководства Компании осуществляется
посредством ключевых показателей эффективности, которые утверждаются Советом
директоров.
В Компании широко используются инструменты
нематериальной мотивации труда, помогающие
оценить вклад сотрудников в деятельност
Группы и отметить достижение высоких показателей в работе.
В 2016 году в ПАО «Аэрофлот» корпоративными видами поощрений отмечены более
1,3 тыс. человек, из них три работника
награждены почетным знаком «Отличник
Аэрофлота», 523 работника – почетной грамотой
ПАО «Аэрофлот», 99 работников – нагрудным
знаком «За доблестный труд в Аэрофлоте». Знаки
отличия «За безаварийный налет часов» вручены
57 работникам департамента производства
полетов.
Более 70 работников Компании были награждены
государственными наградами, ведомственными
наградами Министерства транспорта Российской
Федерации и наградами других ведомств.
В дочерних компаниях в течение года наиболее
успешные сотрудники награждались корпоративными и ведомственными наградами
Министерства транспорта Российской Федерации,
а также региональными и городскими наградами.
Как обстоят дела у конкурентов
Теперь давайте узнаем, сколько получает российская стюардесса, работая на основных конкурентов «Аэрофлота» на рынке авиаперевозок. Заработок бортпроводницы в компании «Трансаэро» варьируется от 15 до 70 тысяч рублей в месяц. Причем доход сотрудниц с необходимым числом налетов стартует от 30 000 рублей. В «ЮТэйр» получают еще меньше: от 15 до 60 тысяч рублей в месяц.
Результаты сравнения:
Мы выяснили, сколько денег зарабатывает стюардесса в «Аэрофлоте» и в главных конкурирующих компаниях. Можно констатировать факт, что заработок в «Аэрофлоте» существенно выше, чем у конкурентов. Этому способствует престиж компании, доминирование на рынке услуг авиаперевозки и поддержка государственных структур, которые являются главными акционерами компании.
Доход стюардесс «Аэрофлота» значительно превосходит среднемесячную зарплату населения по России в целом. Поэтому весьма закономерным выглядит желание большинства соискательниц должности бортпроводницы работать именно в этой престижной авиакомпании, обеспечивающей своих сотрудников высоким уровнем заработных плат.
Об опасностях, суевериях и катастрофах
Мне повезло, у меня никогда не было отказов авиатехники в воздухе. Были отказы на земле и как результат задержки рейсов. В воздухе, бывало, портилась погода, приходилось уходить на запасную полосу. Это нестандартные ситуации, они требуют внимания, но они штатные. Сочетание таких факторов, как боковой порывистый ветер, обледенение на полосе, длина полосы, усложняет ситуацию. При посадке на короткую заснеженную полосу ты понимаешь, что должен сесть именно в знаки, в точке приземления — в ясную погоду с четырёхкилометровой посадочной полосой ты можешь позволить себе эту точку перелететь. Все эти ситуации отрабатываются на тренажёрах, полностью имитирующих все варианты. Раз в год на этих тренажёрах мы подтверждаем свою квалификацию — если не справиться с этим экзаменом, к работе не допустят.
После каждой авиакатастрофы в мире в каждой российской компании идёт реакция. Всегда издаются информационные документы, созданные на основе разбора катастрофы, мы с ними знакомимся. Проводится специальная работа — дополнительное обучение или занятия. Если какая-то ситуация когда-либо уже возникала, мы должны быть готовы предотвратить её, когда она возникнет вновь. Мы пытаемся извлечь максимум из ошибок. Изучаются даже незначительные инциденты.
Мы летаем каждый день и уже не верим в приметы, например, не фотографироваться перед рейсом и прочее. Люди на работе становятся практичнее и, наверное, немного циничнее. Пассажиры летают раз в месяц, и им кажется, что это риск. Когда летаешь каждый день, ничего не боишься. Это просто работа.
Об обучении
Я не мечтала в детстве стать пилотом. После школы я поступила в архитектурный институт, а параллельно занималась в аэроклубе. Сегодня большинство аэроклубов коммерческие, но в моей молодости можно было учиться бесплатно, это называлось Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Первый раз я полетела в 17 лет на маленьком пилотажном самолёте. Хобби через какое-то время переросло в желание стать профессиональным пилотом.
К счастью для родителей, я успела получить надёжное образование. В какой-то момент я поставила их перед фактом: поступила в Академию гражданской авиации. Чтобы стать пилотом, нужно налетать определённое количество часов, оплачивать занятия на самолёте приходится самостоятельно. Работа архитектора позволяла учиться на небольшом шестиместном Як-18Т. Налетав на нём около 100 часов, в 24 года я поступила в Академию гражданской авиации.
В первый раз я пришла на собеседование в «Аэрофлот», когда могла летать ещё только на спортивном самолёте. Конечно, на меня тогда посмотрели со снисхождением, но им понравилось моё искреннее желание работать именно здесь. Мне поставили ряд условий, в том числе налетать на ЯК-40 определённое количество часов. Я устроилась в другую российскую авиакомпанию и поработала там. После этого пришла снова и на этот раз насовсем. Меня взяли вторым пилотом на Ту-154.
О реакции окружающих
Курьёзы, связанные с тем, что пилот самолёта женщина, периодически происходят. Часто такие моменты возникают, когда мы прилетаем в российские аэропорты. За границей все к этому привычны. В AirFrance и Alitalia 20 % пилотов — женщины, а для российского наземного персонала это совершенно необычная история. Когда в зимнее время я в пальто и моей лётной формы не видно, меня регулярно принимают за стюардессу.
Мы не видим пассажиров, когда здороваемся с ними по радиосвязи, но бортпроводники рассказывают, что многие удивляются, когда слышат мой голос. Некоторые пассажиры волнуются, но за всю мою работу с рейса никто ни разу не снимался. Бывает, пассажиры после посадки хотят посмотреть на командира, познакомиться, сфотографироваться, выразить своё восхищение, но им это редко удаётся: кабина у нас закрытая, и, пока бригада прощается с пассажирами, мы в ней занимаемся своими процедурами.
Когда в незнакомой компании я говорю, кем работаю, всегда появляется дополнительная тема для разговора. Человек хочет узнать меня получше, думает: «Наверное, в тебе что-то есть необычное, раз ты выбрала такую работу». Иногда мне хочется прямо сказать: «Я обычный человек, обычная девушка, которая просто занимается тем, что ей нравится».
Перспективы
Немного поговорим о вероятном развитии подобной тенденции. Сегодня известные мировые авиаперевозчики твердо взяли курс на увеличение штата летчиков женского пола. Авиакомпания «British Airways» еще с 2013 года принимая на работу летчиков, отдает предпочтение соискателям-женщинам. Авиалинии «Lufthansa» зачислила в штат компании 300 летчиц. Этот показатель сегодня – максимальный на континенте.
Лидируют по числу пилотов прекрасной половины человечества США. Здесь популяризирована эта профессия, а декларирование равных возможностей не дает права отказа в обучении девушкам, которые мечтают о полетах. Правда, работать в гражданской авиации тут остается до 10% женщин, которые получили желанную лицензию.
Доля летчиц в мировых авиакомпаниях пока составляет 10%, но здесь намечается тенденция к росту пропорции женщин за штурвалом
Что касается России, последние пять лет показали четкие тенденции роста популярности летного дела среди слабого пола. Конечно, пока сложно преодолеть имеющиеся препоны, чтобы получить статус пилота авиации. Однако потребуется время, чтобы стереотипы остались в прошлом.
Отметим, ситуации, когда пассажиры сдают или меняют авиабилет, узнав, что авиалайнером управляет женщина – частое явление и в России, и в Европе. Хотя реальная практика доказывает обратное. Пока нет ни одного случая аварий на маршрутах, которые преодолевали воздушные суда, пилотируемые девушками.
Женщины доказали право управлять авиалайнером и проводить гражданские авиаперевозки
Как видите, современный мир меняется. Женщина-водитель – уже привычное явление для городов России, поэтому в будущем изменится и отношение к девушкам, которые способны управлять авиалайнером и покорять небеса. Ведь делая такой выбор, прекрасная половина жителей РФ определяет и будущий образ жизни. Пилоты ограничены в создании классической семьи, но шансы увидеть мир и тяга к небу здесь становятся решающим фактором.
- В современном обществе все чаще встречаются женщины-пилоты
- Высшее авиационное летное училище города Ульяновска
- Первой женщиной-пилотом стала француженка Элиза де Ларош
- По мнению Международной Федерации Авиации лучшим пилотом века стала россиянка Светлана Копанина
- Обучение летному делу требует ответственности и дисциплины
- Повышение квалификации и отработка знаний на тренажерах — будни начинающих летчиц
- Мария Уваровская добилась статуса первого пилота и командует экипажем лайнера Airbus A320 компании «Аэрофлот»
- Мария Федорова — самая молодая летчица в авиакомпании «Аэрофлот»
- Доля летчиц в мировых авиакомпаниях пока составляет 10%, но здесь намечается тенденция к росту пропорции женщин за штурвалом
- Женщины доказали право управлять авиалайнером и проводить гражданские авиаперевозки
Профессиональная подготовка пилотесс
Для начала нужно пройти специальную медицинскую комиссию – ведь пилот должен иметь отменное здоровье. Затем нужно выбрать учебное заведение. Сейчас в России для женщин-пилотов существует огромное количество авиаклубов и учебных центров, в которых проводится профессиональная подготовка авиационных кадров. После сдачи теории, на которую по стандарту отводится 220 часов, можно приступить к практике. На новоиспеченного пилота заводится летная книжка, в которой отражены допуски к полетам, общий налет, проверка теории и техники пилотирования. Начинать летать лучше осенью или зимой – в кабине будет не так жарко, а холод не чувствуется из-за переизбытка адреналина. В одиночный полет пускают не сразу – только после 9 часов с инструктором. И только после этого новичков выпускают в свободный полет без инструктора. В среднем практический курс длится около 50 часов.
На какую сумму рассчитывают пилоты
В конце 2013 года Россию потряс скандал с забастовкой пилотов Аэрофлота, которые требовали улучшения условий труда. Данные требования сильно удивили огромное количество экспертов, поскольку должность летчика в данной компании считается крайне прибыльной профессией с прекрасными условиями для труда и рядом льгот. Были ли основания у персонала авиаперевозчика требовать повышения дохода пилота? Судите сами.
После появления этого скандала глава Центра политической информации П. Данилин разбил все требования летного персонала Аэрофлота в пух и прах, назвав их абсолютно необоснованными, а акцию – провокацией против крупнейшего авиаперевозчика страны. Данилин опубликовал информацию, которая была ранее неизвестной широкой общественности, и раскрыл некие подробности из обеспечения работников компании.
По словам эксперта, зарплата пилота компании стартует от 400 000 рублей. В частности, Данилин отметил, что, согласно официальным данным, которые публикует руководство Аэрофлота, капитан аэробуса А320 зарабатывает 440 000 единиц национальной валюты в месяц. При этом ни один человек, который находится на управляющих должностях в компании, не зарабатывает столько, сколько платят летному персоналу. Более того, летчики по прибытии на место размещаются в 4- и 5-звездочных отелях, разумеется, за счет Аэрофлота, поэтому требования улучшения условий в то время выглядели не просто смешно, а попросту абсурдно.
Другие политологи рассуждают, почему же у летчиков столь высокая зарплата. К примеру, политолог А
Мухин обращает внимание на две основные причины данному явлению:
Именно на вторую причину Мухин обращает особое внимание. В частности, проблема заключается в том, что российское законодательство не допускает трудоустройства в отечественных компаний пилотов с гражданством других стран. И даже несмотря на 140-миллионное население страны, полноценно укомплектовать штат летчиков компаниям бывает крайне трудно.
Не обходит эта проблема стороной и Аэрофлот, который также вынужден переплачивать российским пилотам, тем более количество последних на рынке ограничено. Поэтому летчики вправе самостоятельно диктовать условия работодателям, и фактически они сами определяют, какая у них будет зарплата. Авиаперевозчик лишь вынужден идти на поводу.
Более того, Аэрофлот остается одной из наиболее привлекательных компаний для трудоустройства. К примеру, когда Интернет «бурлил» в обсуждении данного скандала, к диспуту подключился человек, работающий пилотом, и предоставил достаточно любопытную информацию. Таким образом, работники частных компаний зачастую зарабатывают едва ли не вчетверо меньше пилотов Аэрофлота, в районе 100 000 — 150 000 рублей. И отпуск у них длится от месяца до двух, при рабочем графике два дня из трех. Таким образом, Аэрофлот создает для своих сотрудников едва ли не тепличные условия, на которые, по мнению экспертов, им просто грешно жаловаться.
Читайте также:
Данилин упомянул и о том, что пилоты не способны оценивать ситуацию трезво, поскольку слабо осведомлены об условиях труда других структур компании. Подобные требования, по его мнению, абсолютно необоснованны, а защищенность пилотов, работающих в государственной структуре столь велика, что уволить за подобное их не могут. Поэтому летчики и диктуют условия, пользуясь защитой профсоюзов и судов.
Изменилось ли что-либо с 2013 года? Фактически ничего. Заработная плата в 2018 году остается высокой (и вряд ли снизится в 2019), разве что забастовок больше нет. Поэтому если вы имеете летное образование – в Аэрофлоте вы сможете получить такие условия, которых, вероятно, не получите больше нигде.
Рабочее время
Рабочий день экипажа воздушного судна начинается еще на земле, в кабинете медицинского работника с измерения пульса, давления. Далее – брифинг: знакомство с летной командой, изучение полетной документации.
По закону летный состав проводит в небе не более 80 часов в месяц. Допускается увеличение этой нормы до 90 часов в месяц, но только с согласия пилотов, и никак иначе.
Длительность рабочего времени строго регламентируется и составляет около 12-14 часов. А так называемое полетное время может быть не более 11 часов. Если перелет достаточно длинный (рейс, например, в Доминикану обычно длится 13 часов), в составе экипажа могут появиться дополнительные пилоты. По прилету командир и второй пилот покидают кабину последними. Осматривают самолет и заполняют необходимые бумаги.
В зависимости от рейса (его продолжительности, места назначения, метеоусловий и т. д.) определяется и Обычно – 10-14 часов.
Первые женщины в авиации
Первой женщиной в мире, покорившей небо, традиционно считается Раймонда де Ларош (она же Элиза Дерош), которая в 1909 году первый раз поднялась на высоту 6 метров и пролетела около 300 метров. Этот поступок и стал отправной точкой для женщин в авиации. Элиза стала первой летчицей в мире, поставила несколько мировых рекордов. До появления авиации в жизни этой женщины она была актрисой. Умерла Элиза в авиакатастрофе. Пилотом был мужчина, а Элиза сидела на пассажирском сиденьи.
Первой женщиной, официально получившей свидетельство пилота, стала Берилл Маркхэм. Это первая девушка, совершавшая полеты по африканскому континенту со спасательными миссиями. В 1936 году Маркхэм первая из женщин отправилась в одиночный трансатлантический полет с востока на запад из Англии. Является автором мемуаров и различных пособий по авиации. Среди прочих заслуг Берилл можно отметить то, что она была первой женщиной, которая имела лицензию на преподавание верховой езды в Кении, что во времена ограничения женской половины человечества в правах было очень значимым достижением. Берилл Маркхэм умерла в возрасте 83 лет в г. Найроби.
Пилотессы и война
Выдающейся летчицей военного времени стала Марина Михайловна Раскова, которая в 1941 году выступила с инициативой создания женского авиационного полка. Еще до войны наряду с мужчинами в летных училищах получали образование сотни женщин, так что желающих набралось аж на 3 полка. Руководил набором летчиц полковник Г. Розанцев. Через некоторое время были сформированы 586, 587 и 588-й авиационные женские полки. Отважные женщины охраняли район Сталинграда – важнейшего стратегического объекта военных действий. Женские авиационные полки участвовали в освобождении Крыма, Северного Кавказа, Польши. Иногда полк вылетал на задание без дополнительного снаряжения и парашютов. Вместо этого самолеты укомплектовывались еще большим количеством боеприпасов.
О препонах обучения и работы
Заметим, что стать счастливой обладательницей диплома летчика нелегко. Девушки, которые прошли этот путь, говорят о строгой дисциплине в училище и готовности полной отдачи любимому делу. Отдельным разговором становится сложность обучения. Курсанты изучают устройство лайнера и отрабатывают практические навыки пилотирования. Кроме того, после получения заветного сертификата придется пройти необходимое количество часов налета на грузовых бортах.
Обучение летному делу требует ответственности и дисциплины
Чтобы попасть в число пилотов гражданских перевозок, летчики практикуют налеты на самолетах выбранной модели и переучиваются. Учитывайте, что подобный процесс нуждается во времени и финансовых вложениях. Правда, современные летные клубы максимально упрощают такую процедуру, поскольку предлагают хорошо укомплектованные базы, где удастся на месте получить необходимый объем знаний и практики.
Прохождение занятий в этих заведениях гарантирует девушкам получение лицензии на коммерческое пилотирование. Такой документ позволяет получить рабочее место в авиакомпаниях страны.
Повышение квалификации и отработка знаний на тренажерах — будни начинающих летчиц
Чтобы построить успешную карьеру в этой области, придется периодически повышать уровень квалификации. Прохождение тренировочных полетов на тренажерах и медицинские осмотры перед рейсом – будни летной практики, известные каждому пилоту. А при перелетах летчица контролирует показания приборов и действия второго пилота – ведь любая ошибка грозит непоправимыми последствиями и .
Отдельными трудностями для женщин здесь становятся бытовые моменты. По словам известной летчицы «Аэрофлота» Ольги Кирсановой, рождение ребенка стало поводом для смены рабочего места и ненадолго выбило из привычной колеи женщину. Кроме того, здесь накапливаются и текущие бытовые вопросы, которые касаются внешнего вида и состояния формы – ведь о пилотах-мужчинах заботятся жены.
Все выходные человек просто пластом лежит в кровати
К сожалению, у нас в России неполноценное законодательство. Ночью пилот может работать 11 часов, а днем — максимум 12. Но если время явки до 22 часов — это считает днем, и можно летать 12 часов, а реально это вся ночь. Если время явки — 5:50 утра, то это ночное время, и можно тогда летать только 11 часов.
Летчики обычно работают шесть дней подряд, а потом отдыхают не два с половиной дня, как нормальные люди, а всего 42 часа, то есть полтора дня. Это режимный износ, но такой режим руководство применяет уже давно и не особо прислушивается к тем, кто против. Есть такое понятие, как утомляемость и контроль за ней, есть даже бланки контроля утомляемости. Но эти бланки мало кто заполняет. Потратишь время на то, чтобы заполнить, и ничего больше не изменится.
При этом достаточно многие хотят устроиться в «Аэрофлот» и не могут, потому что руководству выгодно держать минимально достаточное количество сотрудников. Но достаточное не для нормального графика, а для экстремального.
Если происходит задержка рейса по любой причине, рабочее время не проходит. По правилам командир корабля имеет право увеличивать его на два часа. Но реально это не право, а просто обязанность, потому что если он не увеличит, к нему будут применены «репрессии».
А что делать, если даже продленного времени не хватает? Тут начинаются звонки с базы: «Все равно летите». Это очень большое нарушение — в любой другой стране мира начальник однозначно потерял бы свою работу, если бы он надавил на экипаж, заставил его нарушить рабочее время.
У нас достаточно большой отпуск, суммарно он составляет 70 дней. Отпуск пилоту дают далеко не всегда, он копится. Его по закону нельзя компенсировать деньгами, выплачивают только при увольнении. И очень много людей, у кого задолженность по отпуску более 100 дней. В конце года получается тупик: если все уже отлетали саннорму, компания может встать из-за этого.
У нас реальных выходных — 4-5 за месяц. При этом все эти выходные человек просто пластом лежим в кровати, пытаясь прийти в себя, на собственную жизнь мало что остается. Это абсолютный режимный износ, который мало кто выдерживает долго.
Корпоративная культура и ценности
В Аэрофлоте сложилась собственная корпоративная культура как уникальная совокупность идеологических представлений, ценностей, убеждений, норм и моделей поведения,
которые объединяют Группу «Аэрофлот»
в единое целое и разделяются всеми сотрудниками. Корпоративная культура поддерживает
бизнес-стратегию и пронизывает все процессы
в области управления персоналом.
ДОВЕРИЕ КЛИЕНТОВ
Каждая авиакомпания Группы гарантирует
своим клиентам безупречную безопасность
и высококачественный сервис на всех этапах
авиапутешествия;
Мы стремимся превосходить ожидания наших
клиентов и делаем все для того, чтобы клиенты
возвращались к нам снова и снова.
Мы ежедневно трудимся над тем, чтобы уровень
безопасности в нашей компании был на самом
высоком уровне.
КОМАНДНАЯ РАБОТА
Мы – сплоченная команда профессионалов,
которые не мыслят свою жизнь без неба.
Мы всегда открыты для инноваций, инициатив и
новых знаний, чтобы развиваться и идти вперед.
Мы уважаем своих коллег и готовы к конструктивному диалогу для достижения результата.
Мы обеспечиваем стабильную рабочую среду с
равными возможностями для обучения и личностного роста.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ АКЦИОНЕРОВ
Наша цель – устойчивый и динамичный рост,
повышение стоимости компании и стабильный
доход для акционеров.
Мы привержены высоким стандартам корпоративного управления и нормам деловой этики.
Мы – компания с прозрачной отчетностью
и всегда открыты для наших партнеров и
акционеров.
Мы заботимся об окружающей среде и непрерывно повышаем энергетическую и экологическую эффективность, используя современный и
молодой парк воздушных судов и самые передовые технологии.
Мы в полной мере осознаем свою ответственность перед обществом и активно участвуем
в социально значимых и благотворительных
проектах.
Мы активно участвуем в развитии воздушной
транспортной сети России, а также создаем новые
рабочие места в регионах.
Мы поддерживаем и принимаем активное участие
в развитии российской авиастроительной
промышленности.
Корпоративные коммуникации
Аэрофлот ежемесячно выпускает собственную
корпоративную газету, в которой регулярно освещаются наиболее яркие и интересные корпоративные события. Газета «Мой Аэрофлот» является
одним из ключевых инструментов коммуникаций
с персоналом и проявлений устойчивой корпоративной культуры.
Значимым событием 2016 года стал запуск
обновленного внутрикорпоративного портала.
Обновленный интранет создан на базе
современной платформы MS SharePoint. Одним
из главных преимуществ нового интранета стала
реализация возможности мобильного доступа к
ресурсу.