Технические характеристики самолета Ан-24

История

Разработку турбовинтового двухдвигательного самолета «Ан-24», эксплуатация которого предусматривалась на авиалиниях местного назначения, начали в 1958 году на ГСОКБ-473 им. О. К. Антонова. Осуществлялась она на основании постановления СМ СССР № 1417-656 от 18.12.1957 г. Согласно данному документу, самолет «Ан-24», характеристики которого будут указаны далее, должен осуществлять перевозку пассажиров с нагрузкой в 4000 кг на дистанцию до 400 км с определенной скоростью – в 450 км/ч. Также предусматривалось использование моторов АИ-24.

Самолет «Ан-24» осуществил первоначальный полет 20.10.1959 г. В данном случае за его штурвалом был экипаж, командование которым осуществлялось летчиком-испытателем Лысенко Г. И. Проведение последующих заводских и государственных испытаний выпало на 1961 год.

Серийный выпуск «Ан-24» стал осуществляться в первой половине 1962 г. на Киевском заводе № 473. В сентябре этого же года был проведен первый пассажирский рейс. С 31.10.1962 г. начали эксплуатировать самолет «Ан-24» на маршруте «Киев-Херсон».

Производство данной авиатехники осуществлялось до 1979 г. С 1962 по 1979 г. был осуществлен выпуск более 1200 единиц. Из них 1028 были изготовлены Киевским авиационным заводом «АВИАНТ». Аналог данного самолета производился также в Китае. Его название было «Y-7».

Памятники

Ан-24Б в парке отдыха Самарканда (Узбекистан)

Ан-24РВ на въезде в аэропорт города Южно-Сахалинск

AN-24B EK-47835 in Jesada Technic Museum

  • В городе Луцке (Украина) находится возле кинотеатра по пр. Молодёжи (в советское время использовался в качестве детского кафе).
  • В Курганском авиационном музее находится Ан-24Б, бортовой № СССР-46296[21].
  • В городе Уфе установлен самолёт-памятник Ан-24Б, бортовой № RA-46447[22].
  • В городе Слободском установлен самолёт-памятник Ан-24Б, бортовой № СССР-46758[23].
  • В посёлке Коктебеле самолёт Ан-24 стоит на территории гостиницы «Голубой залив».
  • В городе Якутске самолёт Ан-24Б стоит на территории аэропорта «Туймаада».
  • В городе Перми в сквере имени Миндовского самолёт Ан-24, бортовой № RA-47773 переоборудован в кафе.
  • 20 декабря 2013 установлен самолёт-памятник Ан-24РВ, бортовой № RA-47198 на въезде к аэропорту Южно-Сахалинск[24].
  • 13 июля 2014 года в городе Саратове около аэровокзала установлен самолёт-памятник Ан-24Б, бортовой № RA-46331.
  • В городе Нижневартовске (ХМАО) самолёт Ан-24 (макет) установлен на Аллее почёта авиации (ул. Авиаторов, ~200-300 метрах от здания аэровокзала).
  • В авиамузее Национального аэропорта Минск установлен Ан-24РВ
  • В городе Темрюке самолёт Ан-24 стоит в музее под открытым небом «Военная горка», бортовой № СССР-46791.
  • В городе Лыткарино на развилке на Мячково.
  • В селе Кушнаренково самолёт Ан-24Б бортовой № RA-46568 стоит на девичьей горе над рекой Белой.
  • В городе Самарканде (Узбекистан) находится на территории парка отдыха «Согдиана».
  • На трассе М-4 Дон у села Конь-Колодезь установлен Ан-24Б с надписью Аэрофлот, бортовой № RA-46243. Самолёт частично встроен в помещение кафе так, что хвостовое оперение и задняя часть фюзеляжа как бы находится в здании.
  • В городе Санкт-Петербурге, на территории военного аэродрома «Левашово» в качестве памятника установлен Ан-24Б, бортовой номер «33-красный», 1970 года выпуска.
  • В Jesada Technic Museum в Таиланде самолёт АN-24B, бортовой номер EK-47835.

Схема посадочных мест в салоне самолета

Герметичный полумонокок фюзеляжа включает в себя пассажирский салон, отделенный от других отсеков (кабины экипажа, багажного отделения, гардероба, туалета и буфета) перегородками. В салоне самолета АН 24 имеется 1 проход по центру, разделяющий левые и правые ряды кресел (по 2 ряда у каждого из бортов).

Схема салона АН 24

Важно! Пассажиры, путешествующие с детьми, должны учитывать конструктивные особенности самолета, чтобы выбрать наиболее комфортные места в салоне. .

Описание мест по блокам рядов

  • Все технические отделения в самолете размещены в хвостовой части (кроме дополнительного багажного отсека, который находится за кабиной пилота), поэтому задние пассажирские кресла являются не лучшим вариантом для полетов с детьми. Здесь более всего ощущаются запахи, идущие с кухни и туалета. Хвостовая часть самолета, к тому же, наиболее чувствительна к воздействию турбулентности – сильнее ощущается вибрация;
  • Самый последний ряд кресел не удобен и тем, что их спинки имеют жесткую фиксацию и не откидываются;
  • Кресла, расположенные в той части салона, что соседствуют с крыльями (на схеме это места с 4 по 8), тоже можно назвать неудобным вариантом – будет мешать шум двигателей. Да и плохой обзор из иллюминаторов может ребенку быстро наскучить;
  • Не стоит выбирать места в салоне непосредственно у аварийных выходов, если путешествуете с маленьким ребенком, возникнут неудобства в случае экстренной ситуации;
  • Наиболее комфортными считаются места в первом ряду – перед кабинкой экипажа имеется свободное пространство, где можно разместить детскую переносную коляску или повесить люльку, если позволяет конструкция салона.

Все остальные кресла на борту лайнера относятся к стандартным местам, где можно разместиться с дошкольниками или подростками, но для малышей они окажутся некомфортными. Совершая путешествие с детьми до 2-х лет, самые лучшие места в салоне самолетов АН-24 лучше бронировать заранее, так как их выбор ограничен.

конструкция самолета

В создании покрытия каркаса фюзеляжа конструкторы применили новый метод стыковки стальных листов. Их скрепили посредством точечной сварки и специального клея. Последнее средство обеспечивает герметичность верхнего покрытия.

Ан-24 — высокоплан с цельной металлической оболочкой. Фюзеляж представляет собой полумонокок. Он герметичный. В нем все отсеки и помещения отделены от пассажирского салона специальными перегородками.

Фюзеляж полностью герметичный. Поступление воздушных масс, а также вентиляцию обеспечивают встроенные автоматические системы. Обогрев салона осуществляется посредством специальных приборов. Они находятся по бокам салона и на потолке.

крыло самолета имеет значительное удлинение. Его форма — трапецевидная. Характеристики — двухлонжеронное, кессонное. Оно оснащено двумя однощелевыми закрылками, которые находятся на центроплане. На консолях монтированы два выдвижных двухщелевых закрылка.

Особенность конструкции. Киль оборудован форкилем.

у самолета трехопорное шасси с носовой стойкой. Оно убирается под пол. Благодаря увеличению диаметра колес, самолет может работать практически во всех условиях.

Модификации

Самолет Ан-24 послужил базой для нескольких десятков модификаций, построенных как в единичных экземплярах, так и крупными сериями. Первой крупносерийной версией стал Ан-24А, изготовленный в 1962-63 году тиражом 200 экземпляров. Машина имела салон на 44 пассажира, что было признано недостаточным.

Версия Ан-24Б позволяла перевозить до 52 человек и имела повышенную грузоподъемность, самолет стал самым массовым вариантом – с 1964 года построили 400 машин.

Оставшийся в проекте вариант Ан-24Д должен был перевозить 60 человек на расстояние не менее 2700 км. Существовал проект Ан-24К, представлявший собой служебную машину с салоном на 18 человек. Для армейских нужд и перевозки военнослужащих строился транспортный вариант самолета Ан-24РТ, отличавшийся установкой дополнительного реактивного двигателя.

Машина строилась в Иркутске с 1969 года, за три года собрали 62 машины. Другой вариант транспортника обозначался Ан-24Т. Машина отличалась увеличенными грузовыми люками в бортах фюзеляжа. Модификация выпускалась тем же Иркутским авиазаводом, всего ворота предприятия покинули 164 экземпляра.

Существовали наработки по оснащению машины четырьмя двигателями АИ-25. Проект имел обозначение Ан-50, работы по нему велись в начале 70-х годов. Примерно тогда же разрабатывался Ан-44 с большим грузовым люком по левому борту фюзеляжа. Ни один проект в металле реализован не был.

Конструкция и компоновочная схема самолета Ан-24

Данная модель является цельнометаллическим свободнонесущим монопланом, на котором находится высокорасположенное крыло. Также здесь имеется шасси трехстоечного типа, на котором установлены два передних спаренных колеса. Пассажирский самолет «Ан-24» состоит из следующих частей:

  • Фюзеляж типа «полумонокок».
  • Силовой набор — стрингеры и балки. Соединения — клеесварные.
  • Компоновка традиционная: впереди — кабина экипажа, далее между багажными отсеками — пассажирский салон с буфетом и туалетом.
  • Крыло: силовой набор — два лонжерона и 23 нерфюры.
  • Закрылки: на центроплане — однощелевые. Они являются отклоняющимися. Далее — двухщелевые выдвижные. Элероны здесь разрезные.
  • Оперение — тип традиционный с дополнительным подфюзеляжным килем.
  • Шасси: трехопорное с поворотной передней стойкой.
  • Колеса двойные. Регулирование давления в них осуществляется на земле.
  • Установка силовая: 2 ТВД АИ-24. В данном случае мощность — 2550 л. с. Здесь имеется винт с изменяемым шагом. Диаметр его 3,9 м.

Фото Ан-24

Похожее

Ан-148 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Вместимость. Расход топливаАн-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. ГрузоподъемностьАн-24 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. ИсторияИл-96 Скорость. Размеры. Вместимость. История. ГрузоподъемностьИл-14 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолокИл-114 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолокЯк-40 Двигатель. Размеры. Вместимость. Дальность полета. Практический потолок. ИсторияАн-3 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолокТу-114 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. ГрузоподъемностьЯк-52 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолокТу-154 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. Расход топлива. ИсторияТу-144 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. ИсторияИл-18 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. ИсторияТу-334 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полетаЯк-12 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. ГрузоподъемностьИл-62 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. ИсторияАн-2 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолокСу-29 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. ИсторияСу-31 Скорость. Стоимость. Размеры. История. ГрузоподъемностьЯк-42 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полетаТу-204 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. Расход топлива. ЦенаИл-86 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолокТу-104 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолокИл-103 Двигатель. Размеры. Вместимость. Грузоподъемность. Дальность полета. Практический потолокАн-10 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. ГрузоподъемностьБe-103 Скорость. Стоимость. Размеры. Вес. История. ВместимостьТу-134 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полетаАн-140 Скорость. Стоимость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. ИсторияЯк-58 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолокТу-124 Скорость. Размеры. Вместимость. Вес. История. Дальность полетаАНТ-20 Максим Горький Скорость. История. Двигатель. Размеры. Дальность полетаАн-38 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полетаМиГ-8 Утка Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолокБе-30 / Бе-32К Двигатель. Скорость. Размеры. Дальность полета. Практический потолокАНТ-35 (ПС-35) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолокСу-26 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолокЛК-1 (НИАИ-1 Фанера-2) История. Размеры. Двигатель. Дальность полетаТу-110 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. ИсторияЯк-50 Скорость. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолокЯк-55 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолокАвиатика-МАИ-890 Двигатель. Размеры. Скорость. Дальность полета. Практический потолокИл-12 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолокСамолет К-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полетаЯк-53 Размеры. Дальность полета. Вес. Практический потолокМАИ-223 Китенок Фото. Видео. Характеристики. ДвигательПС-89 (ЗИГ-1) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолокХАИ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолокАИР-6 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолокa320d7f275d08425b95dad622d68a5ed.jpg” alt=”a320d7f275d08425b95dad622d68a5ed.jpg” />САМ-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолокСамолет АНТ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полетаСамолет Сталь-3 Двигатель. Размеры. История. Дальность полетаСамолет К-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полетаСамолет У-8 Конек-Горбунок История. Размеры. Двигатель

Читайте также  Стоимость билетов на самолет Москва Чита

Самолет Ан-24 – видео

Первый полет лайнера из этой серии осуществился 58 лет назад. Затем, спустя несколько лет, его подвергли модернизации, превратив в транспортный самолет, которому дали название Ан-24Т. Однако, его технические и эксплуатационные характеристики говорили о том, что это скорее грузовая машина, чем транспортная. Несмотря на это, здесь не был предусмотрен даже грузовой люк, не говоря уже о погрузочной рампе. Загрузка и разгрузка осуществлялась через люки, предназначенные для пассажиров. Однако, в этой транспортной модели в грузовом отсеке был заметно усилен пол. Далее, с правой стороны проделали люк для загрузки грузов.

Качественное улучшение взлетных и полетных характеристик воздушного судна АН-24 было отмечено после того, как его оснастили мощным реактивным двигателем.

Получился сверхзвуковой самолет Ан-24, фото которого можно посмотреть в галерее. Несмотря на успешные испытания этой модели, у руководства транспортной авиации появилось много претензий и замечаний. Их интересовало, почему в хвостовой части самолета нет люка для принятия грузов. Это была не единственная причина, которая стала толчком для решения о создании новой машины, способной удовлетворить все требования руководства страны.

Проектированием транспортного лайнера занялись специалисты КБ Антонова в 1965 году, тогда за основу они взяли модель Ан-24. Доскональные испытания модернизированного лайнера проводили в течение двух лет

Поскольку машина предназначалась для военных, то большое внимание уделяли десантированию парашютистов. В серийное производство модернизированный лайнер поступил в 1966 году

Его созданием занимались специалисты иркутского авиастроительного завода.

Данную модель выпускали до 1979 года. До этого времени создали свыше 1200 машин. Их подавляющее большинство собрали на заводе «Авиант» в Киеве. Летными качествами самолета заинтересовались многие руководители авиакомпаний, что сделало модернизированную модель очень востребованной. Лайнер стали эксплуатировать почти на всех внутренних рейсах Советского Союза, а это свыше 450 направлений. Вскоре самолетом Ан-24 заинтересовались зарубежные перевозчики и его стали экспортировать в 25 стран мира.

Первым серийным вариантом стал лайнер Ан-24А. После его модернизации, самолетостроительные компании приступили к производству модели Ан-24Б. У самолета увеличили взлетную массу. До 1970 года таких машин было выпущено 400 экземпляров. Самым массовым вариантом стала модель Ан-24РВ. Ее отличало от предшественников наличие дополнительного двигателя, что значительно улучшило взлетные и летные характеристики самолета.

Проектируя воздушное судно, конструкторы особое внимание уделили надежности и простоте управления лайнером. В связи с этим здесь было создано дублированное пилотирование, что позволяет управлять самолетом каждому пилоту из своего кресла. Такая система является уникальной, поскольку в случае отказа одного пульта, управление лайнером может взять на себя второй пилот. Кроме того, здесь предусмотрена система автопилотирования, которая существенно облегчает работу летчиков.

Первая модель была оснащена самым надежным радиолокационным оборудованием того времени. Этот вариант пассажирского самолета вмещал в себя 50 человек и был предназначен для перелетов на малые расстояния. Это были местные авиалинии. Эксплуатационный ресурс модернизированного воздушного судна был увеличен до 50000 часов полета, что считалось хорошим показателем того времени.

Затем выпустили более комфортабельную модель, однако, в ней было уменьшено количество пассажирских мест. При необходимости пассажирский самолет Ан-24 можно быстро переоборудовать в грузовой вариант. Это осуществляется достаточно быстро, благодаря съемным креслам. Немаловажным достоинством лайнера является возможность посадки на заснеженные, а также размокшие взлетно-посадочные полосы. Кроме того, самолету не требуется слишком длинный разгон – достаточно 650 метров.

В серийное производство воздушные суда Ан-24 поступили в 1962 году. Тогда же закончилось их тестирование, затянувшееся на два года.

Свой первый рейс с людьми на борту лайнер осуществил в сентябре этого же года. Спустя месяц, самолеты антонова начали летать по маршруту Киев — Херсон. Вскоре они стали обслуживать маршрут Москва — Воронеж — Саратов.

 

Краткая история

Разработка новой машины, предназначенной для работы на внутренних авиалиниях, стартовала в КБ Антонова в 1958 году. Базой для начала работ стало, как было заведено в СССР, постановление Совета Министров, увидевшее свет в конце предыдущего года. Постановление оговаривало грузоподъемность машины на уровне 4000 кг при дальности полета не менее 400 км на крейсерском режиме.

В качестве силовой установки предполагались два двигателя модели АИ-24. Новый самолет должен был заменить , оснащенный поршневой силовой установкой.

Созданием машины, получившей обозначение Ан-24, шло ускоренными темпами. Уже осенью 1959 года состоялся первый полет прототипа, а через два года самолет представили на официальные испытания. После их успешного завершения машину рекомендовали к серийному производству, которое велось на авиастроительном заводе №473, расположенном в Киеве.

Первые серийные образцы построили зимой 1962 года.

После короткой процедуры освоения летным составом началась эксплуатация Ан-24. Первые коммерческие полеты велись на линии Киев-Херсон с осени 1962 года. Со следующего года началась активная эксплуатация машин на трассах между Москвой и Саратовом, а также Воронежем.

Выпуск Ан-24 продолжался до 1979 года, основную часть машин собрал Киевский завод. Всего было выпущено 1200 самолетов, плюс неизвестное число лайнеров построили по лицензии в Китае под обозначением Xian Y-7.

Китайские машины могли оснащаться двигателями Pratt&Whitney. Такие варианты поставлялись на экспорт. На базе Ан-24 был создан военный и гражданский транспортный самолет Ан-26, который продолжает активно эксплуатироваться в ВВС почти 30-ти государств.

След в истории авиации и культуры

Длительная эксплуатация и узнаваемость машин Ан-24 стала причиной установки списанных самолетов в качестве памятников, установленных в ряде республик бывшего СССР. Часть машин используется в качестве импровизированных кафе. Установленный в селе Конь-Колодезь (трасса «Дон») самолет Ан-24Б частично «вживлен» в помещение кафе. При этом машина окрашена в цвета «Аэрофлота».

Различные модификации Ан-24 засветились в кинофильмах «Противостояние» (снят в 1985 году), «Укрощение огня» (1972 г.), «24-25 не возвращается» (1968 г.) и многих других.

Не обошли стороной самолет и производители масштабных моделей. В эпоху СССР была популярной модель самолета производства VebPlasticart (ГДР), комплектовавшаяся красочной декалью и краской. В настоящее время модель стала раритетом.

Салон Ан-24

В нем расположены следующие отсеки:

  • Кабина для экипажа. Находится в носовой части фюзеляжа.
  • Салон для пассажиров. Его разместили следом за предыдущим отсеком.
  • Гардероб. Может находиться в носовой или хвостовой части самолета.
  • Санитарные помещения. Они размещены после пассажирского салона.
  • Кухня. Она находится рядом с гардеробом в передней части фюзеляжа.
  • Багажное отделение. Для него в самолете выделен нижний отсек.
  • Пассажирские кресла расположены по схеме 2+2. В салоне может быть монтировано от 48 до 52 кресел. Над ними монтированы полки для транспортировки и  хранения ручной клади.

    Лучшими местами считаются кресла, которые находятся в первом ряду. Расстояние между сиденьями 75-80 см. Спинку не удастся полностью откинуть назад. Зато есть место для того, чтобы вытянуть ноги, и расслабиться.

    Неудобно сидеть в хвостовой части. В этом отсеке находится санитарная комната. Также в нем расположены аварийные выходы. Регулирование спинки ограничено. В этой части салона не рекомендуется выбирать места пассажирам с детьми.

    История разработки Ан-24

    Активное развитие авиастроения в Советском союзе, а также появление газотурбинных двигателей, в конце 50-х обострили потребность построить новый летательный аппарат, который был бы дешевый в производстве и отличался неприхотливостью в эксплуатации. Таким должен был стать Ан-24, которому судилось заменить уже устаревший тип самолета для ближних магистралей Ил-14.

    В конце 1957 года вышло постановление правительства о постройке такой машины.

    Реализацию проекта в 1958 году доверили команде авиастроителей ОКБ им. О. К. Антонова. Перед конструкторами стояла задача создать самолет, способный лететь на расстояние до 400 км со скоростью свыше 450 км/ч и нести на себе нагрузку в 4 тонны

    При этом требовалось уделить должное внимание и следующим аспектам:

    История появления воздушного судна

    Первый полет лайнера из этой серии осуществился 58 лет назад. Затем, спустя несколько лет, его подвергли модернизации, превратив в транспортный самолет, которому дали название Ан-24Т. Однако, его технические и эксплуатационные характеристики говорили о том, что это скорее грузовая машина, чем транспортная. Несмотря на это, здесь не был предусмотрен даже грузовой люк, не говоря уже о погрузочной рампе. Загрузка и разгрузка осуществлялась через люки, предназначенные для пассажиров. Однако, в этой транспортной модели в грузовом отсеке был заметно усилен пол. Далее, с правой стороны проделали люк для загрузки грузов.

    Cамолет Ан-24 в 1964 году

    Качественное улучшение взлетных и полетных характеристик воздушного судна АН-24 было отмечено после того, как его оснастили мощным реактивным двигателем.

    Получился сверхзвуковой самолет Ан-24, фото которого можно посмотреть в галерее. Несмотря на успешные испытания этой модели, у руководства транспортной авиации появилось много претензий и замечаний. Их интересовало, почему в хвостовой части самолета нет люка для принятия грузов. Это была не единственная причина, которая стала толчком для решения о создании новой машины, способной удовлетворить все требования руководства страны.

    Проектированием транспортного лайнера занялись специалисты КБ Антонова в 1965 году, тогда за основу они взяли модель Ан-24.

    Доскональные испытания модернизированного лайнера проводили в течение двух лет

    Поскольку машина предназначалась для военных, то большое внимание уделяли десантированию парашютистов. В серийное производство модернизированный лайнер поступил в 1966 году

    Его созданием занимались специалисты иркутского авиастроительного завода.

    Данную модель выпускали до 1979 года. До этого времени создали свыше 1200 машин. Их подавляющее большинство собрали на заводе «Авиант» в Киеве. Летными качествами самолета заинтересовались многие руководители авиакомпаний, что сделало модернизированную модель очень востребованной. Лайнер стали эксплуатировать почти на всех внутренних рейсах Советского Союза, а это свыше 450 направлений. Вскоре самолетом Ан-24 заинтересовались зарубежные перевозчики и его стали экспортировать в 25 стран мира.

    Читайте также  Черный ящик

    Ан-24

    Самолет Ан-24

    Ан-24 – пассажирский турбовинтовой самолет для линий малой и средней протяженности. Имеет дальность 3 000 км, крейсерскую скорость 490 км/ч, максимальную взлетную массу 21 тонн. Оснащен двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 2 серии, АИ-24Т (Ивченко) с воздушным винтом АВ-72, АВ-72Т изменяемого шага. Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год. Всего было выпущено более 1 000 таких самолетов, более 300 до сих пор эксплуатируются, в основном в СНГ и странах Африки.

    Разработка нового двухдвигательного пассажирского самолета Ан-24, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, началась в ГСОКБ-473 им. О. К. Антонова в 1958 году в соответствии с постановлением СМ СССР № 1417-656 от 18 декабря 1957 года. Согласно заданию, самолет должен был перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4 000 кг на расстояние до 400 км с крейсерской скоростью 450 км/ч. Предусматривалось применение двигателей АИ-24.

    Первый полет Ан-24 совершил 20 октября 1959 года, за штурвалом которого находился экипаж летчика-испытателя Г. И. Лысенко. В 1961 году проходили заводские и государственные испытания. Серийное производство самолета началось в начале 1962 года на заводе № 473 в Киеве. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолета на трассе Киев-Херсон.

    Производство самолетов Ан-24 продолжалось до 1979 года. С 1962 года по 1979 было выпущено более 1 200 машин, из них 1028 выпустил Киевский авиационный завод АВИАНТ. Также Ан-24 производился в Китае под названием Y-7.

    Ан-24 характеристики

    Фюзеляж герметичный, типа полумонокок. Силовая конструкция состоит из набора стрингеров и балок. Вместо клепки применены клеесварные соединения. Сечение фюзеляжа Ан-24 образовано двумя дугами разного диаметра. В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа. За ней размещен передний багажный отсек, пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и задний багажный отсек.

    Крыло – трапециевидной формы в плане, кессонного типа, большого удлинения. Крыло состоит из двух лонжеронов. На центроплане располагается два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях – два 2 выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение – традиционное, дополненное подфюзеляжным килем.

    Шасси самолета – трехопорное: две главных опоры и одна передняя. Двойные колеса на каждой стойке. Давление внутри пневматиков регулируется на земле.

    Силовая установка Ан-24 состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24 конструкции А. Г. Ивченко с четырёхлопасными воздушными винтами АВ-72, АВ-72Т и агрегата автономного запуска ТГ-16 (на самолете АН-24РВ в правой мотогондоле установлен дополнительный турбореактивный двигатель РУ-19А300 мощностью 800 кгс). Диаметр винтов 3,9 м. Мощность каждого двигателя на взлетном режиме – 2 550 л.с. Топливо размещается в 4 мягких баках в центроплане.

    Видео самолета Ан-24

    1) Посадка Ан-24 – вид из иллюминатора (видео):

    2) Взлет Ан-24 – вид из иллюминатора (видео):

    Схема салона Ан-24

    Удобства

    Что касается удобств в самолетах, разработанных конструкторским бюро Антонова, то они далеки от тех, что имеются в современных авиалайнерах. Следует учитывать, что «Антошки» проектировались во времена отсутствия в стране гаджетов (мобильных телефонов, ноутбуков, планшетов). Поэтому розеток для их подзарядки на АН-24 не предусмотрено. Не оборудованы салоны и устройствами для Интернета.

    Основными удобствами на таких машинах являются стандартные наборы – багажные отделения, вместительные полки для ручной клади, наличие кухни, обеспечивающей питание в полете, и туалет.

    В салоне самолета

    О развлечениях пассажиров в полете заботятся непосредственно те авиакомпании, которые эксплуатируют данные типы самолетов. Но так как самолет модели АН 24 используется исключительно для внутренних сообщений на небольшие расстояния, то пассажиры не успевают ощутить однообразность времяпрепровождения в полете. И это никак не влияет на комфортность воздушного путешествия. Поэтому АНы 24 до сих пор остаются популярными.

    Операторы

    Военные операторы

    Указаны операторы только варианта Ан-24 и Ан-24РВ, операторы иных модификаций указаны в соответствующих им статьях.

    • Белоруссия Белоруссия — Военно-воздушные силы и войска ПВО Республики Беларусь — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год [8]
    • Камбоджа Камбоджа — 2 Ан-24РВ, по состоянию на 2016 год[9]
    • КНДР КНДР — Военно-воздушные силы Корейской Народно-Демократической Республики — 6 Ан-24, по состоянию на 2016 год[10]
    • Республика Конго Республика Конго — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год[11]
    • Куба Куба — ВВС и ПВО Кубы — 3 Ан-24, по состоянию на 2016 год[12]
    • Мали Мали — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год[13]
    • Монголия Монголия — 2 Ан-24, по состоянию на 2016 год[14]
    • Россия Россия — 1 Ан-24РВ и несколько Ан-24, по состоянию на 2016 год[15]
    • Сирия Сирия — Военно-воздушные силы Сирии — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год[16]
    • Узбекистан Узбекистан — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год[17]
    • Украина Украина — более 3-х Ан-24, по состоянию на 2016 год

    Крайние записи

    • Самоходная гаубица PZH 2000. Фото. Технические характеристики.

      После распада Варшавского договора, руководство Бундесвера… »

    • Самолет RF-4e Phantom II. Фото. Технические характеристики.

      Одним из самых известных и узнаваемых самолетов времен холодной… »

    • Самолет МиГ-17. Фото. Технические характеристики.

      Обновлено 07.01.2018
      Очень удачная конструкция и успех истребителя МиГ-15… »

    • Skoda PA-2 Turtle. Сборная модель.

      В промежуток между Первой и Второй Мировыми Войнами многие… »

    • Грунтовка А.MIG 2022 ONE SHOT PRIMER WHITE

      Один из наиболее ответственных и сложных моментов в процессе… »

    Технические характеристики

    Самолеты АН-24 до сих пор эксплуатируются для перелетов по стране и в бывших республиках СССР благодаря своим возможностям осуществлять посадку в любых условиях, не требующих модернизации ВПП. Машина легко садится на неровный грунт и способна взлететь с ледяной площадки. Технические характеристики самолетов позволяют использовать их в регионах с достаточно низкими температурами (на Крайнем Севере).

    Основные характеристики самолетов АН-24 приведены в таблице ниже.

    Технические характеристики моделей 24 АН

    Основные параметры Показатели
    Вместимость, максимальная, чел. 48-52
    Дальность полета, тыс. км 1,85-3,0
    Крейсерская скорость, км/ч 498
    Потолок высоты, тыс. м 8,4
    Взлетная масса, максимальная, т 21
    Длина самолета, м 23,5
    Высота самолета, м 8,32
    Размах крыла, м 29,2
    Площадь крыла, кв. м 72,5

    Обратите внимание! Оборудование, установленное на машинах данного типа, позволяет совершать взлет и посадку в любых метеоусловиях, в любое время суток и даже при плохой видимости. .

    Конструкция самолета АН-24

    Описание конструкции

    По сути, самолет модели АН 24 – это стандартный высокоплан, где фюзеляж имеет конструкцию полумонокока, подкрепленную балками и стрингерами. Вкратце описание самолета можно представить таким образом:

    • В сечении корпус аппарата – это 2 взаимосвязанные дуги разного сечения. Вся силовая конструкция собрана с помощью клеесварных соединений;
    • За создание подъемной аэродинамичной силы в машине «отвечают» крылья. В моделях АН-24 они имеют трапециевидную форму с небольшим удлинением. По всей конструкции крыла применено 2 силовых элемента – лонжеры. В центральной части крыла имеются отклоняющиеся однощелевые закрылки, а на консолях – двущелевые выдвижные, а также разрезные элероны;
    • Обеспечивает балансировку, устойчивость и управляемость машины в полете хвостовая часть корпуса. Оперение состоит из горизонтального и вертикального стабилизатора, триммера и рулей высоты;
    • Хвост совмещен в единую систему с килем, расположенным под фюзеляжем самолета. Назначение киля – обеспечить устойчивость аппарата по углу скольжения;
    • взлет и посадку самолет модели АН 24 осуществляет с помощью выдвижных шасси, состоящих из одной передней и 2-х главных опор. На каждой из стоек закреплены двойные колеса, позволяющие АН 24 самолету мягко приземляться даже на неровный грунт;
    • На самолетах применяются турбовинтовые 2-х моторные двигатели «Прогресс АИ-24А», мощность которых 2х2550 л.с.;
    • Турбинно-винтовые двигатели оснащены воздушными 4-хлопастными винтами диаметром 3,9 м и агрегатом для автономного запуска. Топливо для двигателей хранится в мягких баках, размещенных в центроплане, и кессонах, закрепленных в средних частях крыльев.

    Обратите внимание! Вся конструкция самолета была четко продумана, каждая деталь корпуса и оперения позволяет придать аппарату нормальные аэродинамические свойства, что является залогом безопасного перемещения в воздухе.

    Ссылки

    • [avia-mir.com/ru/an/an-24/ Ан-24] на страницах портала Авиа-Мир.
    • [scalemodels.ru/modules/photo/viewcat_cid_173.html Фотографии Ан-24Т с аэродрома Саки (Украина)]
    • [aviation-safety.net/database/dblist.php?field=typecode&var=044%&cat=%1&sorteer=datekey&page=1 Список потерянных самолётов]
    • [www.an-26.com An-26.com]
    • [an-26.com/An-26/index.php КОНСТРУКЦИЯ И ЛЕТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ САМОЛЕТА Ан-26]
    • [an-26.com/eng/index.php АИ-24ВТ РУКОВОДСТВО по эксплуатации]
    • [an-26.com/RU19A-300_boock-I/content.php РУ19А-300 Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию]

    Модификации самолёта

    • Ан-24 – первый серийный вариант. Выпускался в 1962 году.
    • Ан-24 “Нить” – самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового
      океана. Изготовлен в 1978 году.
    • Ан-24 “Троянда” – летающая лаборатория для отработки оборудования для поиска
      подводных лодок. В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т.
    • Ан-24А – с салоном на 44 пассажира. В 1962-1963 годах изготовлено 200 самолётов.
    • Ан-24АТ – военно-транспортный на базе Ан-24А (проект). Отличался с двигателями
      ТВ2-117ДС с соосными винтами диаметром 4 м, грузовым
      люком с рампой в хвостовой части фюзеляжа, 2 подфюзеляжными гребнями. Разработан
      в 1962 году.
    • Ан-24АТ-РД – вариант Ан-24АТ с 2 разгонными двигателями Р-27Ф-300
      под крылом (проект). Разработан в 1966 году.
    • Ан-24АТ-У – самолёт укороченного взлёта и посадки (проект). Отличался 2-4
      пороховыми ускорителями ПРД-63, 3 тормозными парашютами. Разработан в 1966 году.
    • Ан-24Б – с увеличенным до 21 т взлётной массой. Салон расчитан на 48-52
      пассажиров. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400 самолётов.
    • Ан-24В – экспортный вариант Ан-24Б. Имел различные варианты компоновки пассажирского
      салона. Выпускался с 1964 года. Поставлялся в Ливан, Монголию, ОАР, Румынию.
    • Ан-24Д – с удлинённым на 2,8 м фюзеляжем (проект). Количество пассажиров увеличено
      до 60. Разработан в 1967 году.
    • Ан-24ЛП – лесопожарный. Отличался составом оборудования, кассетами с метеопатронами
      ПВ-26. В 1971 году переоборудовано 3 самолёта.
    • Ан-24ЛР “Торос” – самолёт ледовой разведки. Отличался аппаратурой радиолокационной
      съёмки земной поверхности. В 1967 году изготовлено 5 самолётов.
    • Ан-24ПРТ – вариант Ан-24ПС с упрощенным составом оборудования. Выпущен
      малой серией.
    • Ан-24ПС – поисково-спасательный на базе Ан-24Т. Выпущен малой серией.
    • Ан-24Р – самолёт радиоразведки и радиоконтроля.
    • Ан-24РВ – доработанный. Отличался турбореактивным двигателем-ускорителем
      РУ19А-300 тягой 900 кгс в правой мотогондоле. В 1982 году лётчицы М.Л.Попович
      и Г.Г.Кочуганова на Ан-24РВ установили 39 женских мировых рекордов.
    • Ан-24РР – самолёт радиационной разведки. Отличался радиометрическим и химическим
      спецоборудованием, рабочими местами операторов в салоне, фильтрогондолами
      и ковшовым буром для забора проб. В 1967-1968 годах переобрудовано 4 самолёта.
    • Ан-24РТ – военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ19-300. В 1969-1971
      годах на Иркутском авиазаводе №39 изготовлено 62 самолёта.
    • Ан-24РТ (Ан-24РТР) – самолёт-радиоретранслятор.
    • Ан-24Т (Ан-34) – военно-транспортный. Отличался
      большой грузовой дверью в правом борту в передней части фюзеляжа и дверью
      в левом борту в хвостовой части, грузовым люком в хвосте (1,4х1,8 м).
      Разработан в 1961-1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967-1971
      годах в Иркутске изготовлено 164 самолёта.
    • Ан-24УШ – учебно-штурманский. Отличался 5 рабочими местами штурманов в
      салоне, громкоговорящим устройством СГУ-15. Часть иллюминаторов заменены
      блистерами. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов.
    • Ан-24ШТ – штабной. Отличается оборудованием спецсвязи. В 1968 году
      переоборудовано 36 самолётов.
    • Ан-26 – военно-транспортный. Отличается наличием
      грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного
      оборудования. В 1968-1986 годах изготовлено 1398 самолётов.
    • Ан-30 (Ан-24ФК) – фоторазведчик. Разработан в ОКБ
      Г.М.Бериева. В 1975-1980 годах в Киеве изготовлено 115 самолётов.
    • Ан-44 – транспортный (проект). Отличался большой грузовой дверью в
      левом борту, Т-образным оперением.
    • Ан-50 (первый с таким названием) – с 4 ТРД АИ-25
      (проект). Разработан в 1972 году.
    • Y-7 – китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В 1984-2000
      годах изготовлено 70 самолётов.
    • MA-60 – модернизированный, дальнейшее развитие Y-7. Отличается двигателями
      Прэтт-Уитни PW-127j, авионикой американского производства, салоном на 56
      пассажиров. Выпускается с 2000 года Сианьской авиастроительной компанией.
    Читайте также  В 2018 году на 9 мая первым над Москвой первым в небе появится самый большой военно-транспортный вертолет Ми-26

    Самолет Ан-24. Характеристики крыла

    В данном случае это:

    • Площадь: 74,98 м².
    • Профиль:- 1-7 нервюры (применяется ЦАГИ-С5-18);- 8-11 нервюры — переходные профили;- 12-23 — ЦАГИ-СВ-13.

    В данной модели нервюры закручены по отношению к корневой под углом от 2,5о до 0о. Это в сочетании с изменением профиля обеспечивает аэродинамическую и геометрическую крутку крыла, вледствие чего обеспечивается ламиниризация потока. Это ведет к уменьшению сопротивления, повышению подъемной силы и результативности элеронов, а также к увеличению скорости, вызывающей эффект флаттера.

    • Удлинение: 11,7. Это является отношением квадрата размаха к площади.
    • Сужение: 3,92. Это отношение корневой нервюры к консольной.

    Сужение и удлинение в данном случае выбраны с таким расчетом, чтобы в сочетании с круткой обеспечить равномерную нагрузку на крыло и уменьшить лобовое сопротивление. Также осуществляется симметричный поточный срыв на участках больших углов атаки.

    • Стреловидность: на центроплане нет. Далее до консоли — 6,5о.
    • Поперечное V. Только у консоли — -2о.

    Это обеспечивает боковую устойчивость. В результате повышается управляемость при отказе одного из двигателей. Этому же способствует увеличение колебательной устойчивости и уменьшение крена в сторону отказавшего мотора.

    • Установочный угол крыла: 3о. Выбран с целью уменьшения сопротивления фюзеляжа за счет его расположения по потоку на крейсерской скорости.
    • Элерон несимметричный двояковыпуклый. Здесь аэродинамическая компенсация 29%.

    История создания авиасудна

    В 1957 году в ОКБ им. О. Антонова началась разработка нового воздушного судна. Его планировали эксплуатировать на авиалиниях малой протяженности. Согласно установленному плану самолет Ан-24 должен был обеспечить транспортировку пассажиров с общей нагрузкой до 4000 кг. При этом расстояние, которое он мог бы пролететь, не должно было превышать 400 км.

    Интересно. Изначально воздушное судно оснастили двигателями АИ-24. Они не слишком мощные, но смогли обеспечить достаточные показатели летных характеристик.

    Ан-24 совершил первый полет в 1959 году. В 1960-х г.г. проводили государственные заводские испытания авиалайнера. По результатам проведенных проверок правительством СССР было принято решение о начале серийного производства самолетов.

    В 1962 г. первый экземпляр Ан-24 совершил коммерческий полет с пассажирами по маршруту «Киев — Херсон». Он прошел удачно. С тех пор самолет является самым востребованным в коммерческих авиалиниях.

    Производство лайнера продолжалось до 1979 года. Сертификат на сборку аппарата получили такие страны: СССР/Россия, Украина и Китай. Китайская модель Ан-24 — Xian Y-7.

    Краткая история

    Разрабатывать в КБ летательный аппарат начали в 1958 г. с целью использовать его для перелетов на маршрутах малой и средней дальности с возможностью осуществлять посадку на грунтах и в неподготовленных аэропортах. Уже в октябре 1959 г. экипаж под командованием летчика-испытателя Лысенко осуществил пробный полет из Киева в Херсон.

    Затем самолет модели АН 24 проходил все необходимые испытания и тестирования, в серийное производство был запущен только в начале 1962 г. Октябрь этого года ознаменовался первым рейсом самолета с пассажирами. В советский период данный тип самолета был достаточно востребованным – на эти машины приходилась чуть ли не треть всего пассажирооборота страны.

    Почти 20 лет продолжалось производство антоновского изобретения, что позволило оснастить советскую авиацию большим количеством пассажирских, технических и военных машин. Один только Киевский завод «Авиант» выпустил за эти годы 1028 самолетов различной модификации.

    Модификации самолетов АН-24

    Кодовые приставки в наименовании модели Краткое описание
    Без кода Первые серийные машины, которые начали выпускать в 1962 г.
    А Выпущено таких самолетов в начале 60-х годов 200 шт., рассчитанных на 44 пассажирских места
    Б Изготовлено всего 400 лайнеров для перевозки пассажиров. Имеет увеличенную взлетную массу (до 21 т), рассчитан на 52 места
    В Начал выпускаться с 1964 г. как экспортный вариант
    ЛП Переоборудованная модель для использования в тушении лесных пожаров
    ПС Эти самолеты созданы в качестве поисково-спасательной техники
    Р Данная модель была изготовлена для проведения радиоконтроля и разведки
    Т Исключительно военный транспорт, имеющий несколько дверей: одну – в хвостовой части левого борта, вторую – широкую грузовую в передней части фюзеляжа и люк в хвосте
    УШ Предназначен для обучения летного состава, поэтому оснащен дополнительными штурманскими местами
    ФК Изготовлено 115 самолетов совместно с конструкторским бюро Бериева для проведения фотокартографических съемок
    ШТ Штабной вариант первой модификации
    “Торос” Рассчитан на работу в суровых условиях Севера – использовался в ледовой разведке
    «Троянда» Это своего рода летающая лаборатория, которую использовали для поиска подводных лодок
    «Нить» Модель появилась в 1974 г. для применения в исследовательских работах по изучению природных ресурсов Мирового океана и земельных недр

    В модификации имеются еще промежуточные варианты моделей самолета, которые переоборудовались для использования в различных сферах народного хозяйства и для нужд армии.

    Китайская модель Xian Y-7 (вариант российской машины АН-24РВ) прошла глубокую модернизацию на Сианьском авиазаводе, в результате чего получился самолет Xian MA60. На базе Y-7 в Китае выпускается еще одна модель – летающий радар ДРЛО.

    В Советском Союзе выпуск самолетов АН-24 прекратился в 1979 г. как морально устаревших моделей. По расчетным данным самого Антонова, технический ресурс разработанных им машин составляет 15 эксплуатационных лет. Несмотря на то, что «Настеньки» (так ласково в народе называют эти самолеты) уже сняты с производства, многие модели в России и зарубежье еще продолжают использоваться.  

    Литература

    • Беляев В. В., Ильин В. Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 212—215.
    • История конструкций самолётов в СССР 1951—1965. — М.: «Машиностроение», 2002. — С. 77-87.
    • Коряка В. Ан-24 и его «братья». // Крылья Родины. — 1980. — № 11. — С. 25-27.
    • Сафонов С. Негражданские варианты пассажирского лайнера: О самолёте Ан-24. // Крылья Родины. — 1999. — № 10. — С. 1-3.
    • Якубович Н. В. Все самолёты О. К. Антонова. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 110—117.

    Самолёты ОКБ О. К. Антонова

    Многоцелевые

    ОКА-38 •
    Ан-2 •
    Ан-2М •
    Ан-2СХ •
    Ан-3 •
    Ан-14 «Пчёлка»

    Гидросамолёты

    Ан-4

    Пассажирские игрузо-пассажирские

    Ан-10 •
    Ан-24 •
    Ан-28 •
    Ан-38 •
    Ан-140 •
    Ан-148 •
    Ан-158

    Специального назначения

    Ан-6 •
    Ан-30 •
    Ан-71

    Транспортные ивоенно-транспортные

    Ан-8 •
    Ан-12 •
    Ан-22 «Антей» •
    Ан-26 •
    Ан-32 •
    Ан-34 •
    Ан-70 •
    Ан-72 •
    Ан-74 •
    Ан-74ТК-300 •
    Ан-132 •
    Ан-178 •
    Ан-124 «Руслан» •
    Ан-225 «Мрия»

    Экспериментальные

    Ан-714 •
    ВП •
    Изделие 181 •
    ЛЕМ-2 •
    Э-153

    Проекты

    А-6 •
    АЕ •
    Ан-3 •
    Ан-16 •
    Ан-20 •
    Ан-25 •
    Ан-30 •
    Ан-40 •
    Ан-42 •
    Ан-44 •
    Ан-50 •
    Ан-50 •
    Ан-77 •
    Ан-88 •
    Ан-112 •
    Ан-122 •
    Ан-128 •
    Ан-132 •
    Ан-142 •
    Ан-168 •
    Ан-170 •
    Ан-171 •
    Ан-180 •
    Ан-188 •
    Ан-218 •
    Ан-325 •
    Ан-Бк-1 «Горлиця» •
    ДТ-5/8 •
    М •
    Н •
    Пчела •
    Р •
    СКВ •
    У

    Планёры

    А-1 •
    А-2 •
    А-3 •
    А-7 •
    А-9 •
    А-10 •
    А-11 •
    А-13 •
    А-15 •
    А-40 •
    БА-1 •
    БС-3 •
    БС-4 •
    БС-5 •
    Голубь •
    Город Ленина •
    ДиП •
    ИМ-1 •
    ИП-2 •
    М-1 •
    М-2 •
    М-3 •
    М-4 •
    М-5 •
    М-6 •
    ОКА-1 •
    ОКА-2 •
    ОКА-3 •
    ОКА-5 •
    ОКА-7 •
    ОКА-8 •
    ОКА-9 •
    ОКА-12 •
    ОКА-14 •
    ОКА-21 •
    ОКА-23 •
    ПС-1 •
    ПС-2 •
    Рот Фронт-1 •
    Рот Фронт-2 •
    Рот Фронт-3 •
    Рот Фронт-4 •
    Рот Фронт-5 •
    Рот Фронт-6 •
    Рот Фронт-7 •
    Рот Фронт-8 •
    РЭ-1 •
    РЭ-2 •
    РЭ-3 •
    РЭ-4 •
    РЭ-5 •
    РЭ-6 •
    Стандарт-1 •
    Стандарт-2 •
    УС-1 •
    УС-2 •
    УС-3 •
    УС-4 •
    УС-5 •
    УС-6 •
    Шесть условий

    СЛА

    Т2

    Самолёты «Аэрофлота»

    1920-1930-е
    • Junkers F.13
    • К-4
    • К-5
    • У-2
    • ПС-9
    • АНТ-7
    • ПР-5
    • ХАИ-1
    • ЗиГ-1/ПС-89
    • ПС-35
    • Douglas DC-2
    • Douglas DC-3
    • Savoia-Marchetti S.55
    • ПС-84
    1940-1950-е
    • ПС-30
    • Ли-2
    • По-2
    • Junkers Ju 52
    • Douglas C-47
    • Douglas DC-3
    • Ил-12
    • Ил-14
    • Ан-2
    • Ан-10
    • Ту-104
    • Ил-18
    1960-1970-е
    • Ту-104
    • Ту-114
    • Ту-124
    • Ту-134
    • Ту-144
    • Ту-154
    • Ан-10
    • Ан-24
    • Ил-12
    • Ил-14
    • Ил-18
    • Ил-62
    • Як-40
    • Ли-2
    • Л-410
    1980-1990-е
    • Ту-134
    • Ту-154
    • Ту-204
    • Як-40
    • Як-42
    • Ан-24
    • Ил-14
    • Ил-18
    • Ил-62
    • Ил-86
    • Ил-96
    • Л-410
    • Airbus A310
    • McDonnell Douglas DC-10
    • Boeing 737
    • Boeing 767
    • Boeing 777
    2000-2010-е
    • Ил-96*
    • Ту-134*
    • Ту-154*
    • Ту-204*
    • Airbus A310*
    • Airbus A319*
    • Airbus A320
    • Airbus A330
    • McDonnell Douglas DC-10*
    • Boeing 737*
    • Boeing 737 Next Generation
    • Boeing 767*
    • Boeing 777*
    • McDonnell Douglas MD-11*
    * – выведенные, на сегодняшний день, из пассажирской эксплуатации самолёты.

    Эта страница в последний раз была отредактирована 6 ноября 2018 в 13:09.

    Добавить комментарий