Заграничные разработки на службе гражданской авиации РФ
Французская компания Airbus производит высококачественные летательные аппараты, которые пользуются спросом во всем мире. Ее техника широко применяется для грузоперевозок, в том числе – осуществляемых интернациональными почтовыми компаниями и службами доставки.
- Широкофюзеляжный Airbus A310 считающийся самым маленьким в мире, способен перевозить единоразово до 7-ми тонн коммерческого груза. В его грузовых кабинах можно разместить до 10 контейнеров, поштучный груз, поддоны.
- Узкофюзеляжный самолёт Airbus A319-100 (A319) для полетов на малые и средние дистанции принимает товары общим весом до 6,8 тонн для размещения в переднем и заднем отделении, а также в отсеке рассыпного груза. Ненамного отстает от него и модель Airbus A320-200 (A320А), имеющая схожие технические характеристики и вместительность.
- Airbus A321-100 (A321А) который известен как модифицированный А320, принадлежит к числу самых габаритных лайнеров данного семейства, его максимальный взлетный вес – 93500 кг.
Американская корпорация The Boeing Company также не отстает от европейцев, выпуская воздушные суда, идеально приспособленные для пассажирских и грузовых перевозок. В частности, российские транспортные компании эксплуатируют сегодня для транспортировки различных грузов такие модели:
- Boeing 737-300 (В737-300) – узкофюзеляжные лайнеры, легко модифицируемые в грузовые версии, способные транспортировать по воздуху 5,73 тонны коммерческого груза.
- Boeing 767-300 – авиалайнеры с максимальной загрузкой не более 9-ти тонн, имеют 5 отсеков для различных типов грузов. Способны осуществлять перелеты средней и большой протяженности.
- Boeing 777-200 – широкофюзеляжные суда для длительных перелетов, размещающие в переднем отсеке до 18 контейнеров, в заднем – до 14-ти, в секторе насыпного груза – штучные изделия, почту, багаж, объемом до 17 кубических метров.
К преимуществам Боенгов в деле доставки грузов относятся их высокая степень надежности, универсальность, способность осуществлять многочасовые перелеты.
Самый длинный перелет на самолете в мире
Выполнить рекордный беспересадочный перелет в последние годы стремятся многие авиакомпании в мире, чтобы завоевать почетное звание лидера в этой сфере. Сразу стоит отметить, что под сверхдальним беспосадочным перелетом следует понимать коммерческий полет воздушного судна, который выполняется при отсутствии промежуточных посадок между аэропортами отправления и прибытия. Длина такого маршрута должна составлять как минимум 12 тысяч километров.
Считается, что первый в мире действительно значительный по времени перелет выполнил в июне 1961 года, преодолев чуть больше, чем за девять с половиной часов расстояние между Нью-Йорком и Тель-Авивом, которое составило 9 137 километров.
Этот рекорд был побит в 1975 году авиакомпанией Iran Air, которая начала на регулярной основе выполнять беспересадочные полеты из Тегерана в Нью-Йорк на Boeing 747SP. Это расстояние, равное 9 867 километрам. Время в пути при этом составляло 11 часов с четвертью, что стало рекордом для гражданской авиации. У авиакомпании были большие планы. Планировалось в ближайшее время наладить регулярное и беспересадочное сообщение между Тегераном и Лос-Анджелесом (это расстояние в 12 222 километра), но этому помешала исламская революция, которая произошла в 1979 году, вскоре был отменен и рейс до Нью-Йорка.
Технические характеристики
Первые же испытательные полеты показали, что в антоновском КБ спроектировали и построили уникальный самолет, превзойти который по десяткам технических параметров ни один зарубежный тяжелый самолет не смог и поныне.
В подтверждение этому – сотни авиационных мировых рекордов, поставленных «Русланом» на самых популярных зарубежных авиационных шоу и в дни тяжелой повседневной работы.
Основная модификация самолета спроектирована по следующему техническому заданию:
- Количество и состав экипажа – 8
- 2 пилота, штурман, 2 бортинженера, бортрадист, 2 оператора погрузочно-разгрузочных систем;
- количество пассажиров – 28
- 7 – сменный экипаж, 21 – обслуживающий персонал. В зависимости от модификации и назначения самолета состав экипажа может быть изменен.
- Планер: длина – 69,1 м, высота – 21,08 м, размах крыла – 73,3 м, площадь крыла 628 кв.м.
- Основная силовая установка – 4 турбореактивных 2-хконтурных двигателя Д-18Т конструкции КБ «Прогресс», г. Запорожье. Главный конструктор – В.А.Лотарев. Суммарная взлетная тяга 4 х 23430 кгс.
- Вспомогательная силовая установка для воздушного запуска маршевой двигательной установки – 2 газотурбинных двигателя ТА-12 конструкции ОАО НПП «Аэросила».
Летные характеристики самолета:
- скорость максимальная — 865 км/ч, скорость крейсерская – 800-850 км/ч.
- дальность полета с максимальным грузом – 4800 км, с грузом 80т – 7500 км.
- практический потолок – 11 600 м.
Шасси самолета по конструкции является многоопорным, состоит из 24 колес. Ан-124 – единственный в мире тяжелый транспортный самолет, способный производить взлет и посадку с грунтовых аэродромов.
Грузоподъемность, вес самолета
Самолет спроектирован для работы с экстремальными грузами.
Снаряженный Ан-124 весит 178,4 т. Предельная масса топлива в баках, расположенных в крыльях – 212,35 кг. В грузовой кабине длиной 36,5 м, шириной 6,4 м и высотой 4,4 м и полным объемом 1050 кубических метров «Руслан» может транспортировать по воздуху максимальную нагрузку в 120 тонн. Два одинаковых грузовых люка – задний и передний, имеют длину 6,4 м, высоту – 4,4 м.
Взлетная масса полностью загруженного и заправленного самолета огромна – 392 тонны. Превысил массогабаритные параметры «Руслана» только один самолет – спроектированный на его основе .
Вес и габариты ручной клади в самолетах иностранных авиакомпаний
Разброс в допусках по весу и размерам сумки в салоне у заграничных авиакомпаний еще шире. В зависимости от авиаперевозчика вес ручной клади в самолетах чаще варьируется от 5 до 18 кг. В некоторых случаях нормы ручной клади способны удивить щедростью, причем даже в эконом-классе.
Сайты авиакомпаний, осуществляющих международные пассажирские перевозки, часто доступны на нескольких языках, в том числе на русском.
Авиакомпания | Вес ручной клади | Размер ручной клади | Информация на официальном сайте |
Aegean | Эконом — 1 место до 8 кг. Бизнес — 2 места: 1) 8 кг; 2) 5 кг. | «Путешествия налегке», «Гибкий» — 56×45×25. Бизнес: 1) 56×45×25 или 20 см для портпледов, 2) 45×35×20 | |
AirAsia | 2 сумки общим весом до 7 кг. | 56×36×23 и 40х30х10 | |
Air Astana | — | Эконом — 1 место 56×45×25. Бизнес — 2 места 56×45×25. | |
Air France | Эконом — до 12 кг. Бизнес — до 18 кг. | 55×35×25 | |
Czech Airlines |
Лайт – 1 место до 8 кг;Плюс, Флекс — 1 место до 8 кг + 1 место до 3 кг;Бизнес — 2 места по 8 кг и 1 место до 3 кг. |
55×45×25 и доплнительно малая сумка (все тарифы, кроме Лайт) — 40х30х15. | |
EasyJet | 1 место. Вес не ограничен, но пассажир должен самостоятельно поднимать ручную кладь на полку и безопасно снимать ее. | 56×45×25. По карте easyJet Plus, тарифу FLEXI — дополнительное место 45×36×20. | |
Emirates | Эконом — 1 место до 7 кг. Первый класс и бизнес — 2 места до 7 кг каждое (портфель, сумочка или сумка с одеждой) | Эконом — 55×38×20. Первый и бизнес: портфель — до 45×35×20, сумка — до 55×38×20. | |
Etihad Airways | Эконом — 1 место до 7 кг. Первый класс, бизнес — 2 места весом до 12 кг (в сумме) | 115 см (40×50×25) | |
Finnair | Бизнес, а также по картам Finnair Plus Platinum, Gold и Silver — 2 единицы клади весом до 10 кг (общий вес). Другие тарифы — 1 место до 8 кг. | 56×45×25 | |
Qatar Airways | Эконом — 1 место до 7 кг. Первый, бизнес — 2 места суммарным весом до 15 кг. | 50×37×25 | |
Turkish Airlines | Эконом — 1 место до 8 кг. Бизнес, а также по картам Elite Plus и Elite — 2 места по 8 кг. | 23×40×55 | |
Lufthansa | Эконом, эконом-премиум — 1 место до 8 кг. Первый, бизнес — 2 места по 8 кг. | 55×40×23; Для складных дорожных сумок — 57×54×15 | |
Korean Air | Эконом — 1 место до 12 кг. Первый и престиж-класс — 2 места общим весом до 18 кг. | 55×40×20 | |
Thai Airways | 1 место до 7 кг | 56×45×25 | |
Singapore Airlines | Эконом, премиум-эконом — 1 место до 7 кг. Люкс (Suites), первый класс, бизнес — 2 места до 7 кг каждое. | 115 см по сумме трех измерений | |
Malaysia Airlines | Эконом — 1 место до 7 кг. Первый класс, бизнес — 2 места общим весом до 14 кг. | 56×36×23 | |
Norwegian | LowFare, Lowfare+, Premium — общий вес клади (сумка + личная вещь) до 10 кг. Flex, PremiumFlex — до 15 кг. | Сумка — 55×40×23. Личная вещь — 25×33×20. | |
Ryanair | Вес основной сумки (55×40×20) — до 10 кг. | 2 сумки: 55×40×20 и 35×20×20 | |
Wizz Air | 1 место до 10 кг. |
55х40х23;Для пассажиров Wizz Priopity + малая сумка 40х30х18 |
|
China Southern Airlines | Эконом, премиум-эконом, бизнес — 1 место до 5 кг. Первый класс — 2 места по 5 кг каждое. | 115 см по сумме трех измерений. | |
Белавиа | Эконом — 1 место, 8 кг. Бизнес — 1 место, 12 кг. | 115 см по сумме трех измерений. | |
МАУ | Эконом, премиум эконом — 1 место до 7 кг. По карте PanoramaClub / Premium — 1 место до 12 кг. Бизнес — 1 место до 12 кг, на дальнемагистральных рейсах — 2 места общим весом до 15 кг. |
115 см по сумме трех измерений;На самолетах Embraer-145: 105 см (50х35х15) |
В списках перечислены наиболее популярные у россиян авиакомпании. Материал дополняется и актуализируется, можно делиться опытом путешествия с другими авиакомпаниями в комментариях.
Есть десант нужна платформа
Молодые, амбициозные красные командиры, получившие хорошее военное образование и практику, на рубеже тридцатых годов прошлого века убедили руководство Советского Союза провести качественное перевооружение Красной Армии.
Появились новые рода войск – мотострелковые, воздушно-десантные. Для их доставки на театры военных действий в ВВС РККА была впервые создана эскадрилья тяжёлых машин, куда вошли специально реконструированные для перевозки людей и военной техники бомбардировщики ТБ-1 и Р-5.
После череды военных конфликтов (Испания, Финляндия, Дальний Восток) и Второй мировой войны, начал с новой силой раскручиваться маховик милитаризации.
Встал вопрос о возможности переброски военной техники на значительные расстояния.
По инициативе создателя ВДВ генерала Василия Маргелова перед конструкторами будущих самолётов-транспортников была поставлена задача – обеспечить возможность парашютного десантирования войск и техники.
Создание парка тяжёлой транспортной авиации для Вооружённых Сил СССР было поручено конструкторским бюро под руководством Олега Антонова и Сергея Ильюшина.
Рекорды и интересные факты
За годы эксплуатации «Руслан» более 30 раз вписал свое имя в Книгу мировых авиационных рекордов:
- рекорд подъема груза в воздух установлен самолетом Ан-124 26 июля 1985 года. «Руслан» поднял на высоту 10,75 км коммерческий груз весом 171, 219 т.
- достижений по дальности беспосадочных перелетов увенчалась уникальным рекордом – без дозаправки самолет пролетел 20 151 км за 25 часов 30 минут.
- рекорды по перевозке за один рейс самой большой партии товаров, транспортировке самого тяжелого авиационного груза и многие другие.
Десятки выполненных «Русланами» коммерческих заказов не стали рекордами, но поражают воображение разнообразием и массогабаритными характеристиками перевезенных грузов.
В чреве исполина совершали рейсы карьерные самосвалы и гидротурбины, гигантские египетские древности и боевые истребители.
«Русланам» приходилось перевозить такие эксклюзивные грузы, как золото и валюта, концертное оборудование легендарной рок-группы Pink Floyd и зенитные ракетные системы.
Черный день в жизни Руслана
Таким днем для «Руслана» стала суббота 6 декабря 1997 года. Именно тогда случилась страшная катастрофа с Ан-124-100, когда погибли 72 человека, включая экипаж. Скорее всего, из-за проблем с двигателями самолет упал в жилом квартале Иркутска.
В тот день «Руслан» военно-воздушных сил России выполнял рейс их Иркутска в Камрань. На его борту находились 2 истребителя Су-27УБК, собранные на Иркутском авиационном заводе. Через 3 секунды после вылета с аэродрома отказали 3 из 4 двигателей. Кроме экипажа и пассажиров погибло 49 жителей микрорайона Авиастроителей (г. Иркутск). Среди них – 14 детей. Более 70 семей города остались без крыши над головой. Вытекшее авиационное топливо горело несколько часов.
Причины этой трагедии так и остались загадкой, ведь сильно повредились при крушении. Тогда в Иркутске работала правительственная комиссия, которая пришла к выводам о недостатках в работе трех двигателей самолета.
Есть версия о том, что к помпажу и остановке двигателей привело образование льда в топливе. Это было вызвано, в свою очередь, превышающим нормы содержанием воды в авиационном топливе.
Сегодня на месте трагедии в Иркутске стоит церковь Рождества Христова.
10 самых больших самолетов в мире
С момента зарождения авиации воздушные аппараты становились надёжнее и увеличивались в размерах. В каждой эпохе был самолет, являющийся технологическим прорывом. Для вас мы представляем топ — 10 самолетов, повлиявших на развитие мировой авиации.
Туполев АНТ-20 «Максим Горький»
Построенный в честь значительно события в биографии М. Горького — 40 – летнего юбилея с момента начала его литературного пути, самолет поражал размерами. Этот восьмимоторный гигант вмещал в себя типографию, лабораторию и библиотеку. Для полноценного использования требовался летный штат в 20 человек.
Судьба единственного выпущенного экземпляра трагична – 18 мая 1935 года произошел несчастный случай, который привел к катастрофе. Однако данный самолет стал прообразом для создания тяжелых отечественных самолетов, таких как «Руслан» и «Мрия».
Важно: в середине 30 – х годов 20 века его по праву можно было назвать не только самым большим российским самолетом, но и самым большим грузовым самолетом в мире.
Hughes H-4 Hercules
«Геркулес» неслучайно занимает место в нашем топе. Посей день он является самым большим транспортным самолетом с возможностью взлета и посадки на водную поверхность.
Проект финансировался американским магнатом Говардом Хьюзом, однако был выполнен лишь в деревянном варианте. Это связано с тем, что период постройки пришелся на Вторую мировую войну, поэтому весь металл шёл на военные нужды. Предполагаемая вместимость – 750 человек — делала бы его самым крупным пассажирским самолетом из когда-либо построенных.
Boeing 747
Этот самолет так или иначе видел каждый из нас: вживую, на фото или на видео. На протяжении 37 лет Боинг 747 удерживал звание самого большого гражданского самолета, до тех пор, пока не появился Аэробус А380. Используется по всему миру. Применялся для доставки космического шаттла от места производства.
Характеристики:
Следующие модели также входят в топ 10 самых больших самолетов мира, однако их место в списке заслужено в первую очередь их надежностью и производительностью.
Boeing 777-300ER
Самый большой самолет фирмы Боинг. Аппарат имеет широкое пространство внутри обшивки и способен перевозить до 70 000 тонн коммерческих грузов.
Airbus A340-600
Выпущен в количестве 97 экземпляров, что позволяет ему называться одним из самых востребованных самолетов, способен взять на борт 450 пассажиров. Снят с производства в 2011 году, но продолжает повсеместно эксплуатироваться.
Boeing 747-8
Удлиненная версия лайнера возглавляет почетный список самых длинных воздушных аппаратов (76, 4 метра). В международной классификации имеет название «Intercontinental».
Ту-134
Среднепассажирский магистральный лайнер, который по праву считается одним из лучших в России. Данная модель привлекает не огромным объемом внутри, а приличной для своих габаритов скоростью – она может доходить до 950 км/ч.
Сухой «Суперджет»-100
Русский самолет является передовой ласточкой отечественного авиастроения. Имеет современнейшую цифровую начинку, способен перевезти 100 человек. Активно закупается в Азии, в планах компании «Сухой» выход на рынок США.
Иркут МС-21
Данный авиалайнер еще не производится и получает место в нашем списке авансом. Несмотря на не самые крупные габариты проекта (длина – до 40 метров), которые не позволят ему сместить с первых строчек самые большие самолеты Запада, он способен избавить Россию от доминирования иностранных производителей.
Concorde
Самолет послужил началом резкого всплеска строительства сверхзвуковых пассажирских лайнеров. Узнаваемый силуэт с заостренным носом без труда узнаётся на фото и видео. Использовался в течении 27 лет, что позволило ему стать рекордсменом по перевозке пассажиров – 3 миллиона человек.
Каждому производителю хочется называться гигантом индустрии. В авиастроении пока нет равных Аэробусу с моделью A380. Самый большой пассажирский самолет в мире производится не первый год и постоянно модифицируется. Не за горами времена, когда один самолет возьмёт на борт более 1000 человек.
Русский рынок тяжелых самолетов переживает не лучшие времена. В эксплуатации находятся старые советские модели. Постепенно российские производители пытаются догнать коллег из Европы и Америки, однако на это требуется время.
Каждый из описанных лайнеров может весить десятки тонн, однако коэффициент полезности оценивается по формуле: 1 кг собственного веса на количество поднимаемого веса.
Технические характеристики самолета Руслан
Создавалась модель по стандартному плану. Но конструкторы внесли инновационную, на то время, особенность: вместо одного грузового люка – два. Люки разделены на отсеки, которые полностью герметичны. В конструкции имеются:
- отсек для грузов;
- отсек для людей, которые должны сопровождать груз.
Погрузка и выгрузка содержимого самолета также была достаточно тщательно продумана:
- передний (находится в носовой части) и задний люки для самоходного груза;
- мостовой кран с лебедками – для несамоходного груза;
- различные фиксаторы.
Для улучшения взлетно-посадочных функций, а также для облегчения погрузочных работ, самолет руслан снабжен многостоечным шасси, которые полностью обеспечивают функции поворота и проседания
Благодаря этому судно может эксплуатироваться как на стандартных бетонных взлетных полосах, так и на грунтовых (что является не самой простой задачей, принимая во внимание его габариты).
С учетом того, что судно рассчитано для очень масштабных перевозок, половина грузового отсека выполнена из титана. Это позволяет выдерживать значительные нагрузки. Вдобавок судно оснащено специальной системой, которая регулирует высоту дна грузового отсека. Это, в свою очередь, значительно упрощает процессы заезда и выезда.
Внутри самолета Ан-124 можно перевозить пассажирские авиалайнеры
Второй Ан-225
Второй экземпляр этого самолета достроить так и не удалось, его готовность оценивается в 70 процентов. Его рассчитывают запустить на заводе “Антонов” при появлении необходимого финансирования. В данный момент очевидно, что машина будет достроена, только если появится частный инвестор.
По последним оценкам, чтобы ввести в эксплуатацию еще один Ан-225, требуется около 90 миллионов долларов, а вместе с проведением необходимых испытаний сумма вырастает еще на треть. В 2016 году сообщалось, что проектом заинтересовалась китайская компания, было даже подписано предварительное соглашение о намерениях. Но в конце прошлого года стало известно, что китайские инвесторы потеряли интерес к самолету из-за того, что большинство аэропортов в мире не способны принимать самолеты такого размера и габаритов. Поэтому в Поднебесной посчитали проект нерентабельным.
Современное состояние
После того как распался Советский Союз, Ан-225 на много лет прекратил полеты. В 1994 году с него сняли двигатели и другое ценное оборудование, чтобы использовать на самолетах “Руслан”.
Но в начале 2000-х вновь появилась необходимость в таком мощном транспортном воздушном судне. Оно было восстановлено на украинских заводах. При этом авиалайнер доработали и усовершенствовали, чтобы он соответствовал стандартам самолетов, которые используются в гражданской авиации.
В 2001 году началось коммерческое использование этого самолета для доставки крупногабаритных грузов. Сейчас Ан-225 продолжает выполнять коммерческие грузовые полеты. При этом осуществляются проектные испытания по его использованию в качестве летающего стартового комплекса, который может применяться в авиационно-космических системах.
В 2016 году самолет совершил перелет из Украины в Австралию, сделав четыре промежуточные посадки на своем пути. Отправиться в такое далекое путешествие потребовалось, чтобы доставить генератор весом 117 тысяч килограммов.
История создания
К середине 70-х годов ХХ века, ракетная гонка вооружений между США и СССР приобрела характер фехтовального поединка. Каждая из сторон, испытав новую мощную и дальнобойную ракету, стремилась нанести укол как можно больнее, и в самое незащищенное место противника.
Таким незащищенным местом в сфере советского ракетостроения был вопрос транспортировки на дальние расстояния нестандартных по габаритам частей шахтных и передвижных межконтинентальных ракет. Эксплуатировавшийся в армии парк тяжелых широкофюзеляжных самолетов не отвечал совершенно новым тактико-техническим требованиям. Необходимо было не реконструировать старые самолеты, а проектировать и строить совершенно новые образцы, способные в разы увеличить тоннаж и габариты перевозимых грузов.
Таким образцом стал проект транспортного самолета, разработанный в КБ имени Антонова — Ан-124 (или Condor по классификации НАТО). Первые летные испытания транспортника прошли на аэродроме в Гостомеле под Киевом в конце декабря 1982 года.
Всего, Киевским авиационным заводом за 20 лет было произведено 55 самолетов и один испытательный прототип.
Конструкторским бюро им. О.К.Антонова спроектированы несколько модификаций базового самолета:
Смотрите видео самого большого транспортного самолета Ан-124:
Военно-транспортная авиация современное состояние
В настоящее время транспортная авиация вооруженных сил РФ имеет четыре типа самолетов, основным отличием которых является их грузоподъемность. Это легкие транспортные самолеты (Ан-26) с полезной нагрузкой 6 тонн, средние (Ан-12, грузоподъёмность 20 тонн), тяжелые (Ил-76, нагрузка до 60 тонн) и сверхтяжелые самолеты, к которым относится Ан-124 «Руслан», способный брать на борт нагрузку в 120 тонн. Общее количество транспортных машин, состоящих на вооружении российской армии, около 250 единиц.
Кроме вооруженных сил, свою транспортную авиацию имеет и МЧС России. В ее состав входят Ил-76 и Ан-74.
Наиболее массовым военно-транспортным самолетом российской армии (около 100 единиц) является Ил-76 различных модификаций. В 2012 году появилась модификация самолета Ил-76МД-90А, с более экономичными двигателями и современным бортовым оборудованием.
В Советском Союзе основным конструкторским бюро, которое занималось разработкой транспортных машин, являлось киевское ОКБ имени Антонова. Львиная доля транспортных самолетов, которые сегодня используются и в армии, и на «гражданке», разработана конструкторами этого бюро. После распада СССР для этого авиастроительного предприятия начались нелегкие часы. «Антонов» и сегодня занимается разработкой и строительством авиационной техники, однако количество выпускаемых самолетов уменьшилось в разы.
Давно прекращено серийное производство гордости советского авиапрома — сверхтяжелых самолетов Ан-124 «Руслан», а ресурс машин, которые используются сегодня, постепенно исчерпывается. В августе 2018 года ГП «Антонов» запретила российским предприятиям самостоятельно проводить техническое обслуживание Ан-124. Это может привести к тому, что российские самолеты просто не будут выпускать за пределы страны.
За годы, прошедшие с момента распада СССР, российские и украинские власти неоднократно пытались реанимировать былую кооперацию в авиастроительной области, однако большинство этих попыток так и остались нереализованными. Нынешняя ситуация в отношениях между двумя странами, вероятно, поставит жирный крест на сотрудничестве в этой области.
А как обстоят дела с транспортной авиацией у вероятных противников?
США имеет самый большой в мире флот транспортных самолетов, он насчитывает более 400 машин нескольких типов. Во многом это позволяет американской армии проводить масштабные операции за многие тысячи километров от своих границ. Основными транспортными самолетами (и всего блока НАТО) являются C-130 Hercules (грузоподъемность 19 тонн) и C-17 Globemaster III (может поднимать до 80 т грузов) и C-5 Galaxy (до 120 тонн груза).
В настоящее время европейцы и американцы считают разработку и серийное производство транспортных машин с грузоподъемностью выше ста тонн дорогой и ненужной экзотикой, хотя при этом не стесняются нанимать «Русланы» для перевозки военных и гражданских грузов.
Лидеры по габаритам
Самый длинный в мире самолет для пассажирских перевозок – предшественник описанного выше борта, воздушное судно Boeing 747. Это широкофюзеляжный двухпалубный авиалайнер, чья длина корпуса достигает 76,3 метра при высоте борта в 19,4 м и размахе крыльев в 68 с половиной метров.
Столь успешный проект запустила в начале семидесятых годов прошлого столетия американская компания. И вплоть до появления Airbus A380, летательный аппарат оставался крупнейшим пассажирским авиалайнером мира.
Среди самолетов для пассажирских перевозок самым длинным лайнером остается Boeing 747
На момент появления модели проект создания этого самолета стал настолько дорогостоящим, что компании пришлось кредитоваться. Однако все издержки полностью окупились – и сегодня эти суда востребованы и популярны. Визитной карточкой стал «горб» в передней части корпуса – именно там конструкторы расположили верхнюю палубу борта. Воздушное судно остается еще и лидером по скоростным характеристикам в классе среди пассажирских дозвуковых лайнеров. Скорость этого борта достигает 910– 950 км/ч.
Характеристики отечественных грузовых самолетов
Каждое транспортное средство отличается своими характеристиками, размерами, грузоподъемностью.
- Самолеты Ан-12 известны коммерческой загрузкой до 20 тонн. Они применяются для сложного образца: большого объема, крупных габаритов, имеющих большой вес. Известны случаи транспортировки с их помощью колесной и гусеничной техники. Также допускается загружать в отсек контейнеры и поддоны с грузом.
- Транспортные средства класса Ан-24 рассчитаны на небольшой совокупный груз (до 5,5 тонн). Они оснащены тремя багажно-грузовыми отделениями, расположенными вровень с пассажирским салоном. Улучшенной версией этих самолетов считается еще одна украинская разработка – Ан-26, которая имеет коммерческую грузоподъемность 5,5 тонн, отличается возможностью осуществления погрузки, как с земли, так и из кузова.
- Ан-124-100 Руслан считается самым грузоподъемным на планете самолетом, вышедшим в серии. Его загрузка может достигать 120 тонн. С его помощью удобно отправлять большие партии продукции.
Модель самолетов Ту-154Б, относящаяся к одним из наиболее массовых воздушных средств, когда-либо производимых советской авиацией, также используется сегодня для осуществления грузоперевозок, позволяя размещать на своем борту до 18 тонн продукции. Техника класса Ту-134А, производимая тем же КБ, рассчитана на размещение в ее 2-х отсеках грузов весом до 8,6 тонн насыпью.
Самолеты Як-40К, в отличие от версии ЯК-40, оснащены специальными грузовыми люками и могут использоваться как для смешанной транспортировки, так и для перевозки исключительно грузов. Во втором случае их нагрузка увеличивается до 3200 кг.
Разместить грузы внутри Як-42 предлагается в 8 контейнерах, место для которых отведено в переднем и заднем грузовых отсеках. При демонтаже рольгантового настила, можно перевозить, в том числе, крупногабаритные грузы. Один из вариантов этой техники – модификация Як-42Д на 120 мест – также широко используется для перевозки товаров. Если загрузить этот самолет контейнерами можно разместить внутри него до 12,82 тонн, если не прибегать к спецтаре, груза поместится меньше, всего 8,6 тонн.
- У межконтинентального воздушного судна Ил-62 грузоподъемность может составлять до 5 тонн, в наличии – 4 отсека для грузов. Это проверенный вариант техники, который отлично зарекомендовал себя за годы эксплуатации.
- Пользуется спросом у заказчиков и надежный Ил-76, способный перевозить за один раз до 48 тонн коммерческого груза. Он актуален для межрегиональной перевозки крупногабаритных грузов, техники.
- Широкофюзеляжные аэробусы Ил-86 предполагают размещение грузов на нижней палубе, где имеется пара грузовых отсеков, а также еще в 3 секторах, где размещается груз поштучно. Загрузка таких самолетов допустима в пределах 15-ти тонн. Ил-96-300 также может взять на борт до 15-ти тонн коммерческого груза.
Мировой рекорд
На сегодняшний день самый длинный рейс на самолете в мире был совершен 6 февраля прошлого года воздушным судном компании Qatar Airways. Самолет отправился в коммерческий рейс из Дохи в Окленд, преодолев за 16 часов и 23 минуты расстояние в 14 535 километров. Отправившись из Катара, судно приземлилось в Новой Зеландии.
Это оказался действительно удивительный полет, за время которого самолет преодолел целях десять часовых поясов. На борту находились 250 пассажиров, полтора десятка стюардов и стюардесс и четыре пилота. За время этого беспересадочного полета пассажиры выпили более одной тысячи чашек кофе и чая, две тысячи порций прохладительных напитков и более тысячи порций еды.
Все пассажиры отметили, что полет прошел нормально, без каких-либо происшествий, все было максимально комфортно. Взлет и посадка прошли без нареканий.
Российские перспективные проекты
В 2014 году были озвучены планы Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ относительно реализации программы ПАК ТА. Характеристики нового транспортного самолета для российской армии, мягко говоря, удивили.
Согласно озвученной информации, ПАК ТА будет иметь сверхзвуковую скорость (около 2000 км/ч), дальность полета не менее 7 тыс. километров и грузоподъемность до 200 тонн. До 2024 года вооруженные силы России должны получить не менее 80 подобных монстров. По замыслу разработчиков, этот воздушный флот будет способен в кратчайшие сроки доставить в любую точку земного шара бронированный кулак из 400 (!!!) суперсовременных танков Армата и другой бронетехники, созданной на ее основе.
ПАК ТА будет иметь палубу с несколькими уровнями, а также возможность десантировать любую технику.
Подобные характеристики выглядят не слишком реалистично: сверхзвуковой летательный аппарат такой грузоподъемности (и размера) должен потреблять огромное количество топлива, для него подойдут только специальные взлетно-посадочные полосы. Кроме того, технические сложности, которые непременно возникнут перед создателями подобного самолета, вряд ли по плечу современной российской авиапромышленности, а стоимость производства и обслуживания подобных машин будут запредельными.
Кроме вышеупомянутого проекта, в отечественных СМИ с завидной регулярностью появляются материалы о других перспективных транспортных самолетах, которые также называют ПАК ТА.
В первую очередь речь идет об ильюшинских машинах Ил-106 и ПТС «Ермак».
Ил-106 – это довольно старый ильюшинский проект, разработка которого началась еще в середине 80-х. Тогда был объявлен конкурс на создание нового транспортного самолета, который бы заменил Ил-76. Свои предложения представили ОКБ Туполева, Ильюшина и Антонова, ильюшинский проект был признан победителем. Новый самолет получил обозначение Ил-106, его планировали закончить до 1995 года, а в 1997 году запустить в серию. По понятным причинам этого так и не случилось.
Согласно проекту, Ил-106 имел грузоподъемность до 100 тонн, был выполнен по классической аэродинамической схеме и мог перевозить грузы на расстояние в 5 тыс. км. Новый самолет планировали оснастить передней и задней грузовыми рампами.
О том, что новый ПАК ТА – это не что иное, как доработанный Ил-106, в 2018 году агентству ТАСС заявил генеральный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов. Вероятно, что старая советская разработка послужит основой для нового транспортного самолета. Появилась информация, что новая машина будет оснащена самым мощным российским гражданским авиационным двигателем НК-93. Есть информация, что в 2018 году началось эскизное проектирование ПАК ТА.
Еще одной машиной, о которой часто говорят при упоминании ПАК ТА, является ПТС «Ермак». Это также проект ОКБ имени Ильюшина, первое упоминание о котором появилось в 2013 году. Новая машина будет иметь характеристики, сходные с Ил-106: грузоподъемность до 100 тонн, нормальную аэродинамическую схему. Работы над созданием «Ермака» планируют начать в 2018 году. Серийное производство машины ожидается к 2024 году.
Вероятно, что основой для создания «Ермака» станут наработки по самолету Ил-106.
Для успешной реализации сложного проекта по созданию современного сверхтяжелого транспортного самолета будет создана новая корпорация: кроме ОАО «Ил» в нее войдет «ЭМЗ им. В.М. Мясищева» и «ОАК – Транспортные самолеты», а также два крупнейших российских авиазавода – Ульяновский и Воронежский (ВАСО).
Ильюшенцы имеют весьма амбициозные планы: кроме «Ермака», в конструкторском бюро занимаются разработкой Ил-112 (грузоподъемность 6 тонн), МТА (совместный российско-индийский проект с грузоподъемностью 20 тонн) и тяжелого самолета Ил-476 (60 тонн).
Создать новый тяжелый транспортный самолет будет непросто. После развала СССР были практически прекращены работы (из-за недофинансирования) по созданию нового двигателя НК-92 (93), придется решать множество других, не менее сложных технических задач. Однако другого пути просто не существует. Новая бронетанковая техника, которую в ближайшие годы планируют поставлять в войска, требует новых средств для своей транспортировки. Ил-76 разрабатывался под габариты танка Т-72, для перевозки Т-90 его нужно разукомплектовывать. Еще острее проблема встанет после принятия на вооружение техники, созданной на базе боевой платформы «Армата». БМП «Курганец» на несколько тонн тяжелее, чем БМП-3, что серьезно усложнит переброску мотострелковых подразделений по воздуху.
Согласно планам конструкторов, проект ПАК ТА будет готов к концу нынешнего десятилетия, а в начале следующего начнутся испытания нового самолета.
История создания самолета Ан-124 Руслан
В 1965 году в киевском КБ Антонова был разработан тяжелый транспортный самолет Ан-22, и в результате Советский Союз стал обладателем самого большого в мире грузового самолета (можно отметить, что Ан-22 до сих пор остается самым большим самолетом с турбовинтовым двигателем). Но триумф оказался недолог: в США полным ходом шла работа над Lockheed C-5 Galaxy, который был значительно мощней советского самолета. В СССР приняли решение создать еще более тяжелый транспортник. Советским конструкторам была поставлена задача создать самолет грузоподъемностью 120-140 тонн. Причин такого решения было несколько: во-первых, речь шла о престиже, а к таким вещам в СССР относились внимательно, а во-вторых, увеличение грузоподъемности военно-транспортных самолетов давало ощутимое преимущество в быстроте развертывания войск и их снабжении.
Украинские авиастроители сразу же включились в работу над новым самолетом, благо наработок у них в этом направлении хватало. Но и задача, которая стояла перед ними, была очень неординарной: таких самолетов еще никто не строил. Нужно было решить массу технических вопросов: с нуля разработать технологии и создать оборудование для работы с деталями и узлами огромных размеров. В 1970-1971 годах антоновцы представили проекты двух самолетов, с четырьмя и шестью двигателями и грузоподъемностью 120 и 140 тонн соответственно. В 1973 году по этим чертежам была создана модель самолета в натуральную величину. Размеры новой крылатой машины поражали. Но чтобы эта модель стала серийным самолетом, нужно было улучшить практически все ее технические характеристики.
Была создана особая группа, занявшаяся улучшением аэродинамики самолета, а также его прочности и безопасности.
Исследовалась возможность применения в конструкции будущего Ан-124 новых материалов и технологий. В работе принимали участие специалисты лучших институтов и научных центров СССР. Самолет Ан-124 можно смело назвать венцом инженерно-конструкторской мысли Советского Союза. При создании самолета было использовано множество новых материалов и технологий, многие из которых не имели мировых аналогов. Именно благодаря этому удалось создать машину с такими уникальными техническими характеристиками.
Первый полет самолета состоялся 24 декабря 1982 года. В 1985 году его сначала показали советским журналистам, а затем представили мировой общественности на авиационной выставке в Париже. В том же году Ан-124 поставил сразу 21 мировой рекорд, включая рекорды дальности полета и грузоподъемности.
С распадом СССР производство этих машин постепенно сошло на нет. Последний самолет был выпущен на Ульяновском авиазаводе в 1995 году. В 1992 году была создана модификация Ан-124, модифицированная модель самолета получила наименование Ан-124-100. В машине убрали оборудование, предназначенное для десантирования, изменили радионавигационные системы, в кабине пилотов появились новые приборы и надписи на английском языке, экипажу были созданы дополнительные удобства. Был модернизирован грузовой отсек, апгрейду подверглись и двигатели, работа которых прежде вызывала нарекания. Скорее всего, именно из-за проблем с двигателями в 1997 году в Иркутске случилась одна из самых страшных авиакатастроф в истории России.
Одной из самых трагичных страниц истории Ан-124 стала чудовищная катастрофа в Иркутске 6 декабря 1997 года. В этот день самолет Ан-124-100, взлетевший с аэродрома авиазавода в Иркутске, из-за отказа трех двигателей потерпел крушение и рухнул на жилые дома. В этой катастрофе погибли 72 человека, включая всех членов экипажа самолета. Причина этой катастрофы так и осталась загадкой. Бортовые самописцы были сильно повреждены. В Иркутск выехала правительственная комиссия. Основной причиной ЧП были названы конструкционные недостатки двигателей самолета. В Иркутске на месте трагедии воздвигнута церковь Рождества Христова.
В последнее время совершались неоднократные попытки возобновить серийное производство этой уникальной машины, ибо спрос на подобные грузовые самолеты на мировом рынке весьма велик.
История славы
В 1985 году Ан-124 был представлен в авиасалоне в Париже и сразу поставил 21 рекорд. В том числе и по грузоподъемности, и по дальности полета.
После 1991 года, когда распался Союз Советских Социалистических Республик, производство этих грузовых самолетов сошло на нет. В 1992 году самолет модифицировали (Ан-124-100), и последняя машина покинула Ульяновский авиазавод в 1995 году.
Ульяновский авиазавод «Авиастар-СП» продлевает летную годность существующим машинам, но к 2025 году «Русланы» начнут массово списываться. А для Ан-124-100 установлен ресурс конструкции в 50 тысяч летных часов. Это 10 вылетов и 45 лет.
К 2030 году, по оценкам экспертов, Россия будет нуждаться в 100 единицах данной как военного, так и гражданского назначения.
В последнее десятилетие активно ведутся дискуссии по поводу возобновления серийного производства «Русланов». Пока безуспешно. Спрос на эти машины в мире есть, но стоимость одного самолета – 70-100 миллионов долларов, и кто будет его делать – тоже большой вопрос.
Лидер по длине крыла
Поскольку нынешний рекордсмен «Мрия» не смогла побить мировой рекорд авиации по размаху крыльев, опишем характеристики самолета, который удерживает эту позицию. Модель Hughes H-4 представляет собой деревянную конструкцию, разработанную для военных нужд Америки в 1947 году. Единственный экземпляр этой модификации удастся увидеть в музее штата Орегон. Причем за историю со времени появления летательная техника эксплуатировалась всего один раз, проведя экспериментальный полет.
Сегодня единственный экземпляр воздушной лодки Hughes H-4 находится в музее штата Орегон
Габариты авиалайнера впечатляющие – длина корпуса тут равна 66,45 м, а высота – 24,08 метра. Причем рекордный показатель размаха крыла здесь составляет 97,54 м. Судно предназначалось для транспортировки военных и рассчитано на перевозку 750 солдат в полной экипировке и троих пилотов. Максимальная взлетная масса гиганта ограничивается 180 т, а полезный вес, который борт способен поднять – 59 000 кг.
Проект этой воздушной лодки появился в начале второй мировой войны, но конструктор так и не успел довести технику до готовности к установленным срокам. На разработку и изготовление летательного аппарата ушло 13 000 000 долларов США, а хранение борта обходилось конструктору ежегодно в 1 000 000 $.
Как видите, авиаторы постоянно соревнуются в выпуске лучшего летательного аппарата, который способен выполнять универсальные задачи. В недалеком будущем ожидается выпуск модернизированного гиганта «Мрия». Возможно, эта модификация побьет личный рекорд и станет наиболее крупным авиалайнером в истории авиации. Подробности о классификации летной техники доступны по этой ссылке.
- Airbus A380 — самый большой пассажирский самолет в мире
- В салоне этого гиганта поместится до 853 пассажиров
- Среди самолетов для пассажирских перевозок самым длинным лайнером остается Boeing 747
- АН-225 «Мрия» — мировой рекордсмен по габаритам
- Обладая максимальной взлетной массой в 640 тонн, «Мрия» становится самым грузоподъемным авиалайнером мира
- Ан-124 «Руслан» немного уступает «Мрии» по размерам и грузоподъемности
- Конструктивные особенности судна позволяют проводить загрузку через носовой отсек
- Третий по величине тяжеловес в мире — американская модель Lockheed C-5 Galaxy
- Сегодня единственный экземпляр воздушной лодки Hughes H-4 находится в музее штата Орегон
- Первый и единственный рейс лайнера Hughes H-4 состоялся в 1947 году
Вертолеты, космолеты и гиппопотамы
- самолет «Руслан» перевозил самые разные грузы. Однажды в самолет загрузили полукольца золотодобывающей компании весом 50 тонн и поперечным сечением почти впритык к размерам грузовой кабины – зазор составил 0,77 сантиметра.
- На «Руслане» легендарная группа Pink Floyd в 1989 году привезла в Москву оборудование для концерта весом 140 тонн. Но Майкл Джексон в 1993 году обошел британскую рок-группу – его оборудование перевозили три Ан-124, ведь весило оно 310 тонн.
- Не менее интересный груз перевез самый большой грузовой самолет «Руслан» в 1992 г. из Арабских Эмиратов в Швейцарию. Это были слитки золота весом в 52 тонны.
- Внес свой вклад самый большой грузовой самолет в России и в киноиндустрию. Именно он перевез кинооборудование весом 100 тонн для съемок блокбастера «Звездные войны» в 1997 году из Лондона в Тунис.
- А в 1997 году из Праги и Индонезию на борту самого большого грузового самолета в России летели крокодилы, зебры, четыре жирафа и гиппопотам. Все остались довольны.
Вот он какой – самый большой грузовой самолет «Руслан»!
АН-12
(изделие «Т», по кодификации НАТО: Cub — «Юнец») — советский военно-транспортный самолёт. Разработан в АНТК им. О. К. Антонова. Представляет собой четырёхмоторный турбовинтовой высокоплан с однокилевым оперением и хвостовым грузовым люком.
Шасси самолёта обладает высокой проходимостью, что позволяет ему взлетать с грунтовых, заснеженных и ледовых аэродромов. Погрузка крупногабаритной техники и грузов осуществляется через грузовой люк в задней части фюзеляжа. Благодаря схеме «высокоплан», уровень грузового пола самолёта расположен близко к земле, что упрощает и облегчает его загрузку. Погрузка и разгрузка осуществляется с использованием грузовых трапов, бортовых лебедок БЛ-52 (БЛ-1500 на Ан-12Б, ГЛ-1500ДП — Ан-12БК), кран-балки грузоподъёмностью 2800 кг и транспортёра ТГ-12МВ. Для парашютного десантирования техники на платформах на самолёте устанавливается транспортёр. На полу имеются гнёзда для установки носилок и швартовочные узлы.
Размеры грузовой кабины
- длина (м) 13,5
- максимальная ширина (м) 3-3,5
- максимальная высота (м) 2,4-2,6
- Грузоподъёмность: 21 тонна
Технические характеристики
- Размеры:
- размах крыла (м) 38,015
- длина самолёта (м) 33,109
- высота (м) 10,525
- Лётные характеристики
- крейсерская скорость истинная (км/ч) 570
- эксплуатационный потолок (м) 7200-8600, макс. 10000
- дальность полёта перегоночная (км) 5530
- потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 900—2200 в зависимости от взлётного веса
- запас топлива (т) 22,066
Наибольшие из наибольших
Пальму первенства за звание супергиганта у С-5 отобрал Ан-124 «Руслан». Имея сходные с С-5 показатели полезной нагрузки, он обладает уникальным грузовым отсеком объёмом 1050 м3.
Вслед за ним, в 1988 году в небо ушел гигантский самолёт, тридцать лет занимавший первую строчку в списке самых больших летательных аппаратов.
Ан-225 «Мрия» — доработанный на базе Ан-124 проект для транспортировки крупногабаритных грузов весом до 250 т. Для этого грузовой люк был перенесен с хвоста на нос воздушного судна, увеличено количество опор шасси. Для увеличения устойчивости самолёта применено двухкилевое оперение.
На этой машине установлен абсолютный рекорд грузоподъемности – 253,8т. Единственный эксплуатирующийся экземпляр Ан-225 сегодня завис между Киевом и Пекином. О реальных владельцах прав на «Мрию» известно лишь очень узкому кругу лиц. Другая машина, спроектированная для транспортировки модулей комплекса «Энергия-Буран», — проект КБ Виктора Мясищева ВМ-Т. За семь лет (1982-1989) две машины совершили более 150 рейсов на Байконур.
На сегодняшний день круг боевых самолётов России военно-транспортного назначения, находящихся в реальной эксплуатации в странах блока НАТО и в России ограничивается вышеперечисленными моделями. Транспортники ВВС Китая – в основном лицензионные копии уже летающих гигантов. Для сравнения приведем основные эксплуатационные характеристики лучших военно-транспортных самолётов мира:
Вес и размеры самолета
Сколько весит самолет Руслан при такой грузоподъемности? На самом деле меньше, чем можно подумать. Вес самолета Руслан (полностью пустого, без топлива и груза с экипажем на борту) составляет около 180 тонн. При этом максимальный вес топлива, которое может находиться в бензобаке, составляет 230 тонн.
Мы уже упоминали, что Ан-124 входит в список самых габаритных самолетов мира. Размеры самолета Руслан:
Самолет может достигать скорости 865 км/час. При этом стандартная крейсерская скорость судна находится в пределах 750-800 км/час.
По мировым рекордам, которые мы упоминали ранее, самолет может груз весом более 170 тонн на высоту 10 км (крейсерская высота полета судна). А самая большая протяженность перелета по замкнутому маршруту составила более 20000 км.
Сравнительно со временами разработки и запуска модели показатели продаж на сегодняшний день упали до предела. Правительство запланировало наладить серийное производство, но пока без очевидных результатов. Стоимость самолета Ан-124 Руслан достигает 100 миллионов долларов.
Задачи Ан-225
Также Ан-225 рассчитывали использовать в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолета иметь грузоподъемность не менее 250 тонн. Интересно, что блоки ракеты-носителя “Энергия”, да и самого “Бурана” имели габариты, которые превышали размеры грузового отсека самолета. На этот случай была предусмотрена наружная система крепления грузов.
В итоге проектировался АН-225 исключительно для решения довольно узкого круга транспортных задач в исключительно космической отрасли, а стал использоваться в качестве универсального транспортного самолета, который сегодня стоит на балансе украинских воздушных сил.
Другие модели
Помимо Ан-124-100, существует еще две модификации самолета Руслан:
По последним данным, самолет Ан-124 Руслан планируется применять в системе запуска небольших спутников на низкие орбиты. Для этого внутрь судно будет помещаться двухступенчатый ракетный механизм. После того как самолет доставит этот механизм в необходимое для запуска место, произойдет его десантирование и запуск первой ступени двигателей. Такая сфера применения сможет обеспечить спрос на данную модель, что поспособствует серийному производству.